"Я взвесил звук, измерил и расчислил,
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык...
Я в черные одежды облачился ,
Но свет несу…"

(А. Журавлёв)

Философия тяжелого рока - так хотела я назвать, свой , как хотелось пародийно-научный труд,…но…имеется ли тут философия в традиционном понимании… Любой объект имеет свою философию, философию содержания, идеи и даже внешнего изображения . Еще бы!!!- не говорить о музыке!!!
Каждый из музыкантов , начиная с египетской , продолжая греко-римской , кончая нашей эпохой всегда "сопровождался своим" мыслителем -... Раздел в трудах того или иного ученого под названием " философия музыки" ( а таких немало, например Платон призывал не слушать музыку только ради танцев и развлечения) - слишком примитивно. Пары, а то и триады-квадриги : философ-писатель-музыкант-художник- образуются без намеренных знакомств. Вагнер, Ницше…Кинчев и Лукьяненко… Блекмор и Кинг . Маяковский был панком того времени . Дали ..что говорить - он нарисовал портрет Элиса Купера с натуры, и чуть чуть не успел до творчества Merlin Menson с Dark Trancqulity. Валледжо рисовал обложки дисков для Оззи и других металлических групп и , кроме этого заказов у него было…Творчество людей разных жанров взаимосвязано. Генерируя идеи , "смыслы" ,порождаешь чувства , формирующие то , что принято называть " звуки, шумы, цвета или эффекты". А те , в свою очередь играют роль упавшего на голову яблока . Музыка основывается на чьей-то философии , развивается и ищет, основывая в конце концов ( а иногда идейного конца может и не быть ) свою философию.
Стремление познать сущность и воздействие данного вида творчества на человека наблюдается у каждого неглухого и неслепого.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других в произведениях Дали , Валледжо , Ройо, Литвинова и многих других богов фентезийной живописи .
Сюрреалистическая лирика точно соответствует рисунку хард рока . Синкопированная акцентировка металла , мрачные фоны бас-гитары и ударной установки и создают такую волшебно-художественную форму произведений Black Sabbath-- Rainbow- -Dio--Royal hunt…и т.д. Для панка, гранжа, и всех альтернативных стилей тяжелоко рока я бы предложила офисную абстракционную живопись в стальных круглых ассиметричных рамках.
Сушествует ли понятие звукоцвет???
Существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей? На этот счет есть одна любопытная теория , применимая в моем исследовании : Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии : там, где звуковая сторона особенно важна. Создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
И вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли?
Анализ цветовых соответствий в стихотворениях применим к основанной на игре ассоциаций сюрреалистической лирике рок-композиций . Помимо наглядной и смысловой информации ,заставляющей напрягаться наше воображение, они несут еще информацию на тех уровнях называемых 1-выми, 2-ми -ми-…6-ми чувствами .
Для применения в криминалистических экспертизах используют спектрохроматографы , определяющие свойство веществ и отображающие их на определенной классификационной палитре. Излучение звезд , компилированное в спектре, , характеризует их состояние и особенности происхождения - это давно применяется в астрономии. Также , пусть сравнительно недавно, проводятся исследования соответствия звуков и цветов, хотя гораздо раньше доказано их влияние на системы восприятия , психические и биологические системы . Самый простой тому пример , после которого я и начала интересоваться данными взаимодействиями- я долго не могла адаптироваться к кислотным дискотекам и 3-му Квейку на плохом мониторе- тошнило как беременного наркомана .
Фанатизму, всем его видам от простого до патологического, есть свое научное объяснение . И .. дело все в звуках и цветах , в их свойствах. И заинтересовались ученые мужи этим не в связи с ростом популяции диджеев и квейкеров , а еще на заре юности Элвиса Пресли . Что же рок-н-ролл ( а затем хард-рок и НМ) делают с нашими детьми ???- восклицали тогда. Истоки происхождения тяжелой музыки и ее "пагубное" влияние расценивалось в основном однонаправлено - музыка исходит от самого нечистого дьявола или в лучшем случае от черномазых вудуистов.
Данная теория воздействия носит название - "теория частот". Собственно благодаря этой теории и музыка то и называется по сей день тяжелой….
Слово хеви-метал впервые было отнесено к музыке в фантастическом романе Уильяма Берроуза , причем к музыке , определенно в представлениях автора ( не берусь дословно переводить длинную английскую фразу) подпадающей под понятие "мозгоебство". Steppenwolf в песне " Born to be wild" значение "heavy metal thunder" , означало звук движка харлея перед стартом . С словарях и энциклопедиях "хеви металл" расшифровывается следующим образом- "разновидность рок-музыки , отличающаяся усиленным звучанием, особой экспрессией, культом демонической энергии, эстетикой разрушения". Вот так вот…и виной всему безобидный , бестелесный звук.
Как все уже знают из физики основными характеристиками звука являются частота и тембр. Психология восприятия этих характеристик и является психологией музыкального восприятия и воздействия, эмоциональных и поведенческих реакций , что не зависит почти от стилей и жанров самой музыки. Будь то эстрадная, классическая , рок - исполняемая в живую, когда естественные звуковые волны не искажены ( кстати даже СD и японская акустическая не может дать естественной силы звука) , и даже не исключается электронная синтезированная музыка , она оказывает близкое по своей сути воздействие на слушателя . Рок-группа - является в своем роде мини-оркестром , ее ритмические и тональные основы сродни классике, а значит а характер звуков тоже однороден, поэтому и на протяжении многих лет , многие специалисты проводят параллели между тяжелым роком и классической музыкой.
На концерте симфонического оркестра реакция зала бывает самая разнообразная - от вежливых хлопков до фанатичного "бис-браво" с подпрыгиванием на стуле. Искренний по своей сути рок и требует от своего слушателя той же искренности. И поведение молодежи на рок-концерте является эмоциональным выражением состояния слушателя помноженного на уровень его музыкального вкуса и возрастные особенности .
Целью музыкального восприятия служит- эстетическое и информационное познание и получение удовольствия .
Само восприятие делится на музыкальное и внемузыкальное. Механизм музыкального восприятия можно выстроить следующим образом : звуковой источник раздражения орган чувств восприятие звукового тела различение мелодий аналитическая дифференциация элементов мелодии запоминание оперирование запомненными следами. Музыкальному восприятию свойственна диалоговость- т.е. активное обращение к мелодии слушателя в различных внутренних и внешних проявлениях. Внемузыкальное восприятие -это то, что происходит от незвукового источника, является зрительными , тактильными, двигательными раздражениями и результатом умственного анализа - цветовые изображения, шоу-программа, зрительская "тусовочная" атмосфера, впечатления, мечты и т.д. Существуют еще подвиды так называемого смешанного- фонического, звукопредметного, тематического, музыкально-событийное, персонажное восприятие . Вообще некоторые склоняются к тому, что как таковых чистых уровней восприятия нет, музыка и у слепых и у парализованных, и в записи и в живую ,воспринимается как картина ощущений( вот он звукоцвет родимый). Она меняется лишь от изменения физико-акустической среды . Изменились условия силы распространения звука, или произошла патология органов чувств трансформировалась психология восприятия изменилась социально-психологическая характеристика аудитории.
Звуковое тело может состоять из множества отдельных звуков и многоголосий этих звуков, разных по тембру, громкости , артикуляции - тогда воспринимается и анализируется весь этот комплекс. Человеческий слух способен одновременно воспринимать до полумиллиона тонов и нюансов разной интенсивности и высоты ; если человек подготовлен и у него имеется определенный опыт в восприятии музыки той или иной категории - он лучше будет ощущать насыщенность и многообразие составляющих мелодической структуры, всего произведения в целом . Воздействие музыки на подготовленного и неподготовленного слушателя различно …. Но не до конца изучено…У одного и у другого может в разное время снизойти кайф и расколбас, ощущения легкости и воздушности, и сразу же или после болеть голова . Металл требует концентрации внимания , эмоций - восприятие идет как на экспрессивном так и на интеллектуальном уровне. Под него можно действовать - делать уборку , зарядку. Но не учить что-нибудь, а тем более поглощать пищу.
Тут вступают в силу законы нашей с Ваджхольдером теории . Музыка и звуки оказывается воспринимаются не на экспрессивном, не на эмоциональном и эстетическом уровнях… а на сенсорном. Уши улавливают частоту( характеристика высоты) и тембр (спектральная окраска). Вибрационная слуховая чувствительность и служит основой музыкального воздействия.
Частотное свойство звука , влияет и иногда подчиняет биологические процессы организма. Наш пульс ,колебания мозговых волн- фундаментальное ощущение звуковых частот ,темпа мелодии, биологический ритм, воспринимающий музыкальные ритмы.
Проводился ряд экспериментов и наблюдений, постепенное ускорение и замедление, повышение звука и понижение - влечет изменение мышечных пульсаций и кровяного давления , также изменяются и психические процессы. Из рубрики "совершенно секретно" мне известно , что с помощью инфразвуковой установки несколько человек были доведены до самоубийства . Барабанами , которыми шаманы вызывают дождь, можно на языческих служениях доводить толпу до каталептического состояния, превращать ее в организованного робота, можно также осуществлять казнь - смерть происходит от остановки дыхания и в некоторых случаях от инфаркта мозга, произошедших от резонанса волновых и биологических колебаний.
Доказана и опасность фанатичного потребления всех сортов музыки, а особенно тяжелого рока.
Особая роль в воздействии тяжелой рок-музыки принадлежит тесситурам упрощенной и диссонирующей гармонии - агрессивно истерическому вокалу, подчас сведенному к не артикулированному крику, учащенной пульсации барабанов, гитарной техники риффа и зловещему звучанию бас-гитары …кстати те же самые отходы от привычной человеческому слуху и анализирующим механизмам гармонии использует и классическая музыка.
Частотная характеристика гитарного, барабанного исполнения, 120-140 Гц излучения стробоскопа( прибор мигающей подсветки) 6-8 Гц представляет собой такие волновые сигналы (звуковые , световые и магнитные), которые способствуют учащению сердцебиение, сужению сосудов головного мозга и изменению режима его работы. Низкочастотные колебания , входя в интерференцию с мозговыми волнами способствуют замедлению рефлексов, вызывают потерю глубины ориентации в пространстве, нарушение мышечной координации и одновременно эйфорию. Высокие частоты способствуют повышению уровня адреналина в крови ,перенапряжению нервной системы . Глухой резкий звук вызывает чувство опасности, состояние боеготовности одновременно снижая способность к быстрому мышлению... Исследователи проводили опрос прямо по ходу на концертах - почти все тормозили как танки . Специфические акценты на слабых долях основывают энергетический момент воздействия , дают чувство бодрости, но могут и давать ощущения давления .
Происходит гипнотизация слушателя, требование от слушателя пассивного восприятия, апатичной поглощенности музыкой , уход от действительности или наоборот происходит отрезвление, возникает чувство страха, отчаяния, раздраженности, человека как бы выбивает из колеи или появляется стремление разрушать.
Исследовано, что металл слушают холерики и меланхолики( типы характера отклоняющиеся от эмоциональной нормы) , те кто изначально был ими и кто стал, причем на протяжении некоторого периода они могут превратиться один в другого , но никогда не нормализуются и не обращаются обратно в исходный тип -сангвиника или флегматика.
У подростков, начавших слушать металл в достаточно раннем возрасте, наблюдается нарушение памяти, способности к сосредоточению, контроля длительной умственной деятельности, воли, сверхвозбудимость, истерии, галлюцинации, ограниченность кругозора , повышенная внушаемость, утомляемость, утрата самосознания , отсутствие гражданской и семейной позиции. Также нарушениями слуха, сердечными заболеваниями, диабетом , психическими заболеваниями - неврозами и суицидальными наклонностями (наиболее опасен расширенный суицид), психопатией по статистике чаще всего заболевают те кто является жертвой плохой наследственности, плохой работы и тяжелого рока. Психиатрическая наука выделила для этих жертв отдельное заболевание , со своей методикой диагностики и лечения( не беспокойтесь лечится в ранних стадиях) - полиморфную шизоидность. Основными симптомами являются : депрессия, подсознательное сопротивление социальным приказам, педагогическим замечаниям, фиксирование на собственных отрицательных переживаниях, продолжительная тоска и тревога.
Заметили, что начиная со Scorpions слушатель рано или поздно "утяжелит" свои музыкальные коллекции. На смену закономерностям вкуса и моды приходят закономерности частотной теории. Те эффекты удовольствия и экстаза , которые оказывала музыка на первом этапе ее прослушивания, ознакомления с тяжелым роком уже не действуют. Для увеличения воздействия на рефлексы и нижние этажи психики человек ищет новый источник. Подзарядка эмоций происходит искусственно. За счет увеличения силы , количества , качественных характеристик звука. Увеличивающаяся потребность в более страшных ритмах называется наркоманией высоких частот...
Рок-музыка , как никакая другая, способствует формированию у слушателя замкнутой слуховой настройки, состояния зацикленности музыкального сознания на узком круге музыкальных интонаций. Другая музыка, не укладывающаяся в консервативную слуховую настройку отбрасывается как ненужный мусор .
Хотя встречаются люди и с вполне нормальными психологическими реакциями и широким кругозором… а более тупых существ, чем большинство почитателей блатного шансона и группы НА-НА ( надо это потом вырезать) , я еще не встречала …косяки теории ? Любая теория допускает исключения…или все зависит от особенностей организма и уровня развития личности .
Шоу-бизнес настроен больше на продажу и потребление музыки , чем на художественное восприятие. Интонационное зерно - способствующее привыканию с определенным стилям и аранжировкам- присутствует во всех отраслях музыки и старых и инновационных ее слоях . Золотой век шоу-бизнеса наступил со времен массового распространения устройств записи . Повтор (запись) внушение в музыкальном процессе восприятия техническое воздействие на биофизиологическом уровне.
Однако, кто не слышал хард-рока раньше, буквально влюбляется в него на концерте - эффект включенности в музыкальное действие , эффект первого впечатления и неискаженные проклятые звуковые волны . По спине мурашки бегают и басы отдают где то в груди - заметила я , заняв позицию напротив колонки усилителя высотой в мой рост на сейшне . Далее …мне никогда не было так классно не до и не после .
Процесс созерцания рок-концерта , живьем, стоя у колонок, вызывает слуховой шок- громкость и частотные диапазоны проходят через болевой порог восприятия и возникает опасность резонанса с клеточными структурами организма . Куда там…на концерте в Лос-Анжелесе как то возникла сейсмическая угроза , а у некоторых граждан в аквариумах сдохли рыбы . Сила и высота звука в 80000Гц эквивалентная взрывной волне фугаса старого образца - убьет и человека , такие (пускай и единичные) случаи были.
В процессе выступления на концертной площадке , артисты отдают свою силу и заряд энергии. В ответ многократно умноженная энергетика зала возвращается к ним. Данные круговороты энергии , в конце концов утекающие неизвестно куда ( особые приборы отмечают направление энергетических потоков и верхушек ауры вверх ), приводят эмоциональному и физиологическому истощению , изнашиванию организма. Короче, пора и музыкантам процентные надбавки в пенсионном учете считать.
Трясти башкой , повторять движения музыкантов и скакать , доводя себя до исступления ( когда мы двигаемся подобным образом увеличивается выброс гормонов в кровь, увеличивается мозговое давление, постоянно меняются координационные ощущения) научили нас еще в древности . Эти танцы- исключение танца как такового в современном понимание- возврат к ритуальным пируэтам первобытных охотников и шаманов... Где то в Бразилии одно племя раз в году добивается( естественно с помощью еще и зелененьких листочков) пришествия ихнего святого духа - они могут летать в метре от земли , калечит себя и излечивать в минуты - короче колбасятся как могут .
Разлагает ли тяжеляк нацию? Те же приемы и средства воздействия наблюдаются и у классических произведений…гимны, марши - их целью всегда ставилось вызвать чувство единения у народа, призывать к войне и славе , восхвалять победу и доблесть…они давали ту же энергетику, ощущение силы . Они звучат и на Олимпийских играх и на террористических базах. Музыка - это оружие - магия и религия.
=====
Религия - единственная вещь- которая целиком строится на философии и является основой всех мировых повседневных философий. Магия- философия древних времен, времен язычества -многобожия и сведения морали к ограниченным инстинктам. Рок- музыка -религия современной урбанистической культуры, религия изменчивая, но все таки имеющая твердые каноны, культовость и обрядность. Эта мысль, наверное служит эпиграфом книги В. А. Посиделова "Магия рок-музыки". Не знаю где ее можно найти в интернете- так я мельком видела за стеклом прилавка. Я ее не читала…Поищу и почитаю потом...А то, как говорил, гитарист Azazello, "я ничего не читаю и не слушаю, когда занимаюсь сочинительством - из-за боязни неосознанного плагиата".
Тяжелая музыка - это настолько спорное направление искусства, что очень сложно выбрать правильную точку рассмотрения вопроса. И как каждое серьезное искусство, рок-музыка поднимает все вопросы человеческого бытия, пытается по-своему их решить.
Я не буду углубляться в философию как таковую вообще в кристальном ее понимании , по тем же самым соображениям , да и не курсовая это…просто …так… Так что , Камю ,Ницше, Кастанеду, Рона Хаббарда и Ла Вея и если кто еще и в глаза не видел , советую почитать дома … Взять старую желтую книжку , на корке которой виднеется еще цена застойных времен, или распечатанные на принтере листы, на обороте которых акты сверки или запортаченные протоколы (таким образом я была ознакомлена с книгой "Чужой в чужой земле"… И вечерком под настольной лампой...Главное…в полной тишине!
Для понимания философии тяжелой музыки и ее феномена , просто необходимо остановиться на философии бессознательного и глубинных инстинктах личности .
Раньше, в подтверждение моей теории, в некоторых статьях писали что то вроде - " Шоу и стиль хард-рока нацелены на вмешательство в несозревшую и неудовлетворенную психику подростка ,- тексты, полные агрессивной эротики , полуобнаженные тела, манипуляции музыкантов с фаллическими символами - гитарами и микрофонными стойками…хард-рок- алчащий власти Сатана, обличившийся в больше яркого, чем мудрого, змея , раздающего порочные плоды пустоты и духовной бездны тысячам юных своих поклонников".
Теория эта не носит краткого названия … Слишком много методик металл заимствовал из целого синтеза старых , современных и не очень философских течений - символьно - мирного буддизма, брутального экзистенциализма и т. д. Фрейд и его последователи во всех отраслях внешне выразительного искусства открыли дорогу целой "фрейдистской истории искусства" , пропагандировали переход от "механических" приемов к "психическим" (психоаналитическим), сформулировали условия бессознательного творчества: - освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам; - самозабвенная деятельность, стремление возвысить свое творчество . …Понимать это можно по разному…но большинство музыкантов в роке, к сожалению, - творят с помощью белого порошка или иглы в вене .
Теорию нельзя назвать просто ницшеанской ,фрейдисткой ….однако…Механизмы смыслового , частотного воздействия проходят в первую очередь через физиологию подсознания .
"Волей к власти", тяжелый рок провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности . Тяжелый рок пропагандирует культ силы , культ избранных -чего стоит один "Здесь куют металл", сами средства выразительности являют миру мощь языческих богов. Германия и нордический полуостров дали ростки такому стилю , как "power" , который еще называют вагнеровским металлом , основанным на классической симфоничекой раскладке гитарных и клавишных партий, фольклорных и христианских мотивах, и конечно же профессионализме исполнителей- "белокурых-бестий" .
Единственный косяк и современного металла и исторически сложившихся родственных философий -это не совсем уважительное отношение к женщинам и неарийским расам. А фиг знает, может мы лучшего не заслуживаем. И то ,что есть сейчас и есть наша полноценность.
А собственно фрейдизм -сатанизм и т.д. , существовал чуть ли не с момента появления способности к логическому и творческому мышлению у неандертальцев . И не мне это открывать и доказывать . ..
И всегда существовал металл … Да. Да. Всегда и повсюду. Может быть даже возник еще раньше, где-нибудь в иной цивилизации. Его совершенные в своей законченности и однозначности ритмы выколачивали на страшных, увешанных черепами барабанах африканские оркестры , а набожный народ плясал и колбасился . Он прорывался из атональных мадригалов средневековых мелодий , заставляя лютниста утяжелять струны , создавать гитару, идеально приспособленную для устойчивого селекционирования риффов, коротких многократно повторяющихся мелодико-интонационных формул.
Потом до полифоничного хеви-металла добрались Бах , Малер , Бетховен ( никто не пробовал играть Лунную медленно и не отпуская педаль пианино …как говорит Дизель- "а если еще и курить….") , едва не выложили в чистом виде Стравинский и Вагнер . Чуть чуть добавили те же нигеры ( извините за слово но негров я могу уважать где угодно , но только не в америке- она их испортила) , тусуясь на плантациях , затем заводах и улицах, и тихонько, настойчиво выпластывая блюз . Когда металл освободился от пут, связывающих его с множеством стилей и жанров и сделал первые шаги, никто не признал в нем результат закономерного развития музыки и ее направлений, обусловленных самой ее эволюцией и чуть-чуть социально-политическими проблемами . Преувеличивать постулаты - не было б государственных запретов и бюрократии- не было б рок-кумиров - т.е. социальной сущности рока, - нельзя.
Практически сейчас в любом справочно-информационном издании, посвященном рок-музыке рассказано, кто был буревестником и изобретателем хард рока, читайте лучше там… но чего то не хватает…
Из-за отсутствия доступа в качественную библиотеку и средств на книжный магазин , я успела вкусить соль особой атмосферы.
Об истоках, сущности рока и хеви-металла раньше я старалась найти в источниках хрущевской эпохи и начала эпохи пресыщения открытым "железным занавесом" - статьи румяных критиков, направленных на изгнание запретного плода из умов пионерии , а после, как на откорм предлагающих информацию об исполнителях . Почти вся база основывается на отложившихся в памяти моего отрочества чердачных полках, старых брошюрках нашей оченьдальневосточной библиотеке - журнальных и газетных статьях советского и постсоветского периода, т.е. до эпохи 2-го срока дедушки Ельцина. Тогда рок имел большее значение , поднимаемые им проблемы , диктовали, а после и опровергали необходимость революции во всех жизненных сферах .
Может быть поэтому русский рок не имеет аналогов в мире - из за своей сложной, до конца не решенной философии, всегда живой - конечна теория , когда ее идеолог мертв или неактуален .Одинаков ли росcийский тяжелый рок, еще более загруженный общественными проблемами - тот , который услышан каждым и тот, который не услышит никто, или единицы на парковой площадке??? Невозможно вкратце коснуться этой темы - она для отдельной работы и никому она еще не была по силам...
Субстанция хард-рока не является монолитной и не одинаковы психологические установки , определяемые им,а следовательно последствия его прослушивания .Ну…как я не хотела , а все таки придется рассказать немного об его истории , последователях, обрядах , атрибутах и сообществах .
Началось все…не знаю с чего… а продолжилось с того, что в 1920 году советский инженер Л.Тремен изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.Он был устроен следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к антенне или удаления от нее руки исполнителя. Как всегда идею сперли американос.
В тридцатые годы появились первые электрогитары. Но с современной электрогитарой общего у них нет, пожалуй, ничего, кроме ремня, на который она вешается, к акустической гитаре просто приставили звукосниматель. Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели добиться. Звук стал громче, но сущность гитары (аккомпанемент) осталась. Позднее было обнаружено,что посредством обработки звука до усилителя можно добиться невероятного результата. Тогда и была рождена электрогитара,которая приобрела со временем цельный корпус и массу электроники в придачу. Громкостные , эмоциональные ( за счет многообразия оттенков) возможности электрогитары неограничены. В последствии именно гитара и стала "первой скрипкой" рок-ансамбля ,правда, в последнее время и бас-гитара, ранее исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе, приобретает такие сольные партии, что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе, стали лучше ценить басистов-виртуозов.
Нельзя отрицать, что вклад в развитие рок-музыки "Beatles" внесли огромный. Безусловно, они дали духовную основу рока, его каноны (структура рок-группы, особенности музыкальных партитур, сливающих роль каждого из 4-х инструментов , синкопирование на 8-й доле, аккордные и солирующие риффы) подготовили для него аудиторию слушателей ( определенные сообщества со своими "уставами" и правилами поведения на концертах , философия хиппизма и т.д.) но они не могли основать тяжелый , непопсовый рок с точки зрения музыки, текстов , символизма и идей.
Развили философию эпатажа , построили концертное шоу и площадь для развития бунтарских идей построили Rolling Stones . все возможные средства выразительности они постарались использовать на пределе. Рок и шок- эквиваленты- так говорили о Роллингах в начале их пути- "Основу репертуара группы составляли городские блюзы с характерным, усиленным гитарным звуком. Известность, хотя и несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственности ".
Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно поэтому раздражали слушателей, привыкших к обтекаемой, плавной передаче музыкальных идей. Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план , ритм секцию составляют ударная установка - являющаяся в своем роде сердцем группы , от состояния и настроения которого многое зависит, бас гитара ( басист должен играть на нижней струне в унисон барабанной бочке), и ритм гитара . Все входящие в рок-группу инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером - соло-гитаристом , крутость группы определяли его сложные гитарные импровизации. Благодаря этому, в законченном виде хард-рок донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс. К началу 70-х появились группы-исполины,блиставшие не только тяжестью , но и исклю-чительным композиторским талантом и исполнительским мастерством: "Лед Зеппелин", "Дип Перпл","Блэк Сэббэт","Назарет","" и многие,многие другие, почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня, каноны инструментального и вокального исполнения рока…
Синтез хард-рока с другими направлениями рок-музыки, как правило, дает интересные результаты - так появился "тяжелый арт-рок","хард-фьюжн","тяжелая психоделия" ( последователь данных течений ,если не окажется наркоманом, то может выглядеть как интересная многоуровневая непознанная наукой личность) а также такие стили,как "глиттер-рок","тяжелый ритм-энд-блюз ".
Сыновьями хард-рока от разных жен были также гранж , панк и хард энд хеви , каждый из них придерживался своих правил , один не хотел меняться , а другой считал прогрессом песни из трех аккордов , третий- поднимал темы , считающиеся "табу" раньше . Развивающаяся техника и прогрессирующая зависимость от громких звуков заставляющая гитары звучать жестче , многообразие примочек и настроек , а также амбиций иделогов-апостолов жанра , разлучили младшего среднего и старшего братьев теперь уже навсегда , каждый теперь пашет на своих огородах .
Хард энд хеви в начале 80-х ушел в страну обетованную, возмужал в металл классический, непопсовый ...и подобно Исааку, родившему… породил множество своих отпрысков , причем как от избранных невест так и на зрелости лет от случайных знакомых, не брезгуя кровосмесительными связями. Современный металл делят по старой традиции на классы и виды- на doom -trash- speed- black- death и прочие "что-то там металл"… Но это уже принципиально иная музыка . Например в ходе инцеста с панком появились хроматические скоростные структуры в мелодике и нигилистические в лирике , по которым мы признаем speed и сродные ему стили . Сrossover - продукт утяжеленного до неузнаваемости треша .
В 90-е некоторое однообразие наскучило, чего терпеть никак не могли законы жанра. Иначе, периоды упадка тяжмета были бы продолжительнее, а может быть он бы и совсем остался только на страницах истории. Многие критики, используя эти законы диалектики , принялись обвинять металл в примитивности в невозможности существования без инноваций моды и философии .Что ж …это сложный вопрос. Ритмы эмбиент, репа , техно привнесли новую кровь для металлического фона . Подобный синтез я называю альтернативным, он относит к себе и grindcorr , и indastrial metal ,и noise rock, и shra metall ,и rep и funk metal , и hardcorr . Родоначальниками хардкорра были латиноамериканские революционные пропагандисты - Rage against the machine. Они изобрели музыку, а точнее играли "что им нравится , без навески каких-либо определяющих стиль ярлыков , чтобы вызывать отвращение у огопевших реперов и у металлистов , могущих только собирать толпу и кричать что металл это круто, а не помогать людям" ( со слов моего мужа ). Хотя правильно говорить как об альтернативе о любом синтезе музыки и культуры . Например готический стиль металла . и даже облегченный попсовый. Слыхала я есть особый стиль "светлый металл" это по тематике . В Хабаровске волны полунеформальского радио Олимп и Христианского радио располагаются очень близко и есть моменты когда их можно спутать. Между евангелистскими проповедями тоже бывают музыкальные паузы. Ну значит ….в один прекрасный день кручу я настройку и наконец то ловлю приятные для слуха звуки. Что то вроде Slayer - и припевчик такой бодренький "god save ours souls" , кончается это , начинается баллада в лучших традициях…думаю - наверное Rainbow с очередным новым вокалистом. Ну тут гнусавый такой поповский голос " в этих песнях поется о вере в Бога…и.т.д…" дальше он давай рассказывать про группу White heart , и что главный в этой группе все деньги жертвует церкви и каждую неделю ходит исповедоваться и т.д. Понимай как хочешь…кстианство штука мудреная.
Сейчас считается что металл уже отжил свое, как отживает , проходит само время - вещь бесплотная , оставляя за собой лишь археологические памятники . Но всегда -антикварные ценности имели значение больше чем драгоценные камни и золото. До поры до времени они являлись жемчужинами частных коллекций и музеев, а затем давали толчок новой культуре в рамках современной , новым направлениям моды, сохраняя сущность старых древних столпов.
Берет верх альтернатива. И родители-металлисты лежат с мокрой тряпкой на лбу , когда их дети включают Prodigy. Затем история повторится.
Рок возник и развился в 60-х ,металл в 80-х но многие , кто узнал его тогда - чтят традиции сейчас. Я наблюдала лысых дяденек и пухленьких тетенек наверное кое-как влезших в кожаные штаны и прикативших на джипах на Nazareth , на Арии народ был лет на 5- 10 моложе, но все равно …
Когда рок зарождался, он был молодежной музыкой .Но сейчас... Уже поколение людей на нем выросло. Стоит ли рассматривать "pro et contra" психологических и идеологических установок , выражаемых в музыке хеви , через призму старого мировоззрения ? Ориентирована ли эта музыка на подростков , признаваемых всеми науками и отраслями техники неполноценными личностями и членами общества?
Есть тут доля правды и доля истины…даже в этих вырезках из журнала "Ступени" за 87-й год :
" Рок считается молодежной культурой, созданной и выражающей настроения молодых людей, потому что больше соответствует их нравам и среде... "Они (подростки) сегодня обожают роскошь , у них плохие манеры и нет ни какого уважения к авторитетам , они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают.", написано еще у Сократа.
"Это как болезнь, ею надо переболеть в этом возрасте. Когда тебя не понимают друзья и взрослые, так приятно искать энергии , ярости , взаимопонимания в этой жесткой , динамично- властной , тяжелой музыке " - самокритично говорят многие фанаты. Что не совсем хорошо- они принимают за чистую монету сценический образ рок-музыки и сценические правила игры и стремятся воплотить в свой реальной жизни. На то они и подростки…"
Теперь у зрителей и слушателей рок музыки - самый широкий возрастной диапазон чем у других жанров, у тяжелой рок музыки также зритель самый разный - что препятствует организованному фанатизму.
Но среди ответвлений рока также существуют неприятия и разногласия. Особенно между классическим русским текстовым роком и его сыном металлом . Цитирую В. Бутусова - " Металл как корь, если болеешь им в детстве - это заставит беспокоиться лишь родителей, если случилось подхватить ее взрослому доведет и до импотенции и до других осложнений . Женщина в металле - смотрится как со штангой и тоже рано или поздно станет калекой ".
Тяжелый рок демократичен, он не является заповедником для определенных возрастных групп и социальных обществ- главное для него люди , для одной части которых он служит развлечением , для другой , как говорится -пищей для ума и сердца. Причины любования "пением крашеных парней и бритоголовых девушек" , как считалось раньше - протест против скучных и сердитых нотаций родителей, культивированного ханжества иерархичного взрослого общества , - не исключительны , многие приходят в металл в зрелом состоянии - гораздо глубже лежит основная часть айсберга .
Следующую теорию ( упс, а про "теории" наверное все уже забыли) можно назвать теорией психологических установок.
Небольшой диалоговый отрывок из памяти :
- Слушаешь металл? Давно?
- Да…ну года 3 назад начала.
- Значит чего-то ищешь…я тоже, как видишь…и не нашел ничего до сих пор.
Почему люди влюбляются в металл в юности и остаются верными ему? Вред несет подобная любовь ( или зависимость) или благо? Все решит то, на какую почву попадет зерно.
Не буду приводить сложную психологическую терминологию , скажу , что на разных людей смысл и воздействие металла окажется неодинаковым. Хоть и существует определенная норма неврологических реакций и процессов, трудно понять, а если норма вообще ? 100% - ный псих творит как гений , а абсолютно здоровый до этого человек , препарирует жену из любопытства - что же там у нас внутри творится? Причина некоторых экзогенных и эндогенных психозов не ясна до сих пор. Уровень развития ментальной и эмоциональной сферы , формирующийся и наследственно и за счет воспитания , вычислить сложно .
Гимны темным силам, песни о войне , бессмысленных убийствах и других топях дерьма заставляют хвататься за оружие и творить бесчинства лишь единицы . Чуть больше ограничится мелким хулиганством в стремлении себя показать. Чуть меньше- по иному неустойчивых к внешним факторам личностей- впадут в депрессию и примутся худеть. А остальные -…сделают так , как задумали музыканты - "наша музыка -смесь взгляда по ту сторону смерти, вымысла и искусства. Мы делаем на сцене гротесковое шоу , театр абсурда, пародию на что то и тех-то - как считают журналисты. На самом деле мы делаем то , что видим, знаем, исходя из своих представлений об искусстве, жизненного опыта. Мы поем о виде социальных ужасов, которые увы никогда не кончатся, но мы и наши слушатели не должны ненавидеть за это и себя и других, а стараться сделать мир лучше- жизнь всего одна и не надо топить ее в ненависти" - Tom Araya - Slayer . Скажет ли что-нибудь американский известный музыкант не …просто так, а ради…? Уж рокеру то можно поверить? Как бы не снились тебе миллионы , коммерческую личину злодея снимаешь в определенных случаях, особенно когда речь идет об идеологии твоего творчества. Любое творчество должно давать силы и поддержку в жизни, быть направлено на помощь молодежи в осознании ею себя, своих амбиций и возможностей выхода из тупиков. С этим там у них на западе строго ( в смысле с особой идеологической цензурой…почитать бы вам их закон о рекламе).
Вообще человек занимающийся профессионально музыкой, буквально живущий в ней ("жизнь минус музыка , а ноль остаток"), обязан вникать и в смысловые ее глубины , в проблемы ее психологического влияния.
Насколько я помню размышления одного известного гитариста на эту тему заключались в следующем ( т.к. я дословно не помню - попытаюсь проанализировать со своей точки зрения) :
Весь металл про страх и одиночество , являющееся в свою очередь древним людским страхом. Высшей карой считалось изгнание- человек оставаясь наедине с собой может довести себя до любой точки, любой мании , любой болезни . Еще хуже если человек остается наедине со своими проблемами- дефицит любви приведет к вселенской ненависти , враги и демоны к смерти и т.д. Проще убежать , чем понять , почему убегаешь. А убегая, проблем не решить.
Электрогитару придумали прекрасные трусы, которым до смерти надоело боятся. Рок говорит о людях и вселяющихся в них демонах вслух - наркотики , насилие, ложь, невежество, запутанные чувства и комплексы - их надо одолеть , спокойно , рационально, без лишних нервов. Рок проповедует приведение головы в порядок, волю и понимание простых вещей, внутреннюю силу и разум. Однако нельзя пускать рок в одну колею , демон бывает и светлый , но с темной оболочкой. Иногда добрых может устраивать и плохое , безобразное . Рок говорить о том, о чем он говорит , и два великих философских понятия, как добро и зло, - честное слово, это вопрос не для рок музыки .
Асоциален ли тяжелый рок? Металл груб, но ничто не мешает его шептать , произносить нараспев. Как слова любви, но одновременно это музыка и крика , и взрыва, и борьбы , и настроения, и важно , что вкладывает в нее музыкант . А зло как таковое в чистом виде вложить простой смертный не сможет. А сможет вложить - надоедливое , не сильно опасное зло , как вакцину для использования и выработки антител добра.
Если научить людей добру в широком ее смысле ( а не в попсовом??? а Существует ли "попсовое" понятие добра? а массовой культуре сиюминутных ценностей?), то с конкретным повседневным злом , будь то бюрократизм или обычная до отвращения человеческая подлость они справятся.
Металл проповедует восприятие жизни на пределе - темп музыки должен соответствовать темпу жизни- , мощное энергетическое начало и твердые позиции( "не стоит прогибаться под изменчивый мир"), честность и бескомпромиссность . Человек- настоящий металлист ничего не может делать наполовину.
Еще тогда вся молодежь была разной социально - сейчас конфронтация классов и сообществ обострилась. Тогда слушать металл было хорошим тоном прогрессивного советского студента , ходить на дорогие коммерческие шоу- было показателем стабильности семьи на западе, сейчас молодежь хочет подчеркнуть иное - кто независимость от снобов нового пошива общества или наоборот среды неудачников, а кто и поступь "белейшей вороны" среди просто белых ворон . Рок предполагает особенную демократичность общения- не важно- люмпен-интеллигент ли ты, или сын депутата- если ты рокер…но если ты не рокер- ничто тебе не поможет...
Эта музыка достаточно правдиво передает духовное состояние молодежи, она быстро откликается на ее проблемы, главной из которых является взаимоотношения с Системой. Решение этой проблемы заключается в следующем - если Системе мы не подходим а она нам - то пошла она на хрен эта Система!
Образ рокера -сумрачная отстраненность , отрицание цели в жизни , антиэстетизм и неадекватность действительности поступков и взглядов…и это внешне можно увидеть даже у человека , добившегося обычного корыстного успеха , у человека личность которого установилась ( а вообще то фиг знает когда она кончает формироваться , совсем ни при чем тут традиционные рамки- 13-25 лет). Противоречие между частным и целым, между личностью и Системой- было и будет всегда и при любых условиях . И пошло оно это противоречие туда же!
- Не деструктивность взглядов , не предлагающих собственного мнения, не пессимизм ли?.. Воспитанный грубым саундом, разбивающим светлые надежды вакханальным ритмом , сардоническими песнями об апокалипсисе и несчастной грешной любви?
- Пожалуй это единственный выход, ведь иного "верного" решения не существует. Или существует только в утопичных строках философии.
За что охаивали рок в те времена? Его философия так же антибуржуазна как и антисоциалистична . По сути , государство должно поддерживать любую контркультуру, и музыку ( кроме конечно совсем неприличной и как гласит Конституция- "…асоциальной и разжигающей расовую и религиозную рознь, призывающей к свержению конституционного государственного строя…и т.д"- блин, уже не помню ). Иначе , агрессия не выходящая на тусовках , может вылиться в революцию . Раньше писалось ,что типа, западное коммерческое искусство хеви-металл тем самым поддерживает устойчивость правящего класса , например, чтобы вовсе не потерять власть над людьми католичество прибегает к кажущемуся идеологическому противоречию с этой культурой , а про спонсирования и раскрутки в предвыборных депутатских кампаниях и говорить не приходится .
Тут внимание! Наплевать на цели бесплатного или тематического концерта можно только в Америке . Любую идеологию и музыку можно использовать в своих целях. Металлисты в большинстве своем аполитичны и легко внушаемы . В России нельзя за выгоду выполнять чьи то приказы , или наоборот игнорировать благие намерения - жечь все что попадется на акции против лесных пожаров .
Что же такое тяжелый рок и его социальная миссия? Наверное, - определить спасительный путь поколений….
Металл выполняет развлекательно-компенсаторную функцию, заменяет на свою философию жизненные невзгоды , социальную неустроенность и незащищенность , эмоциональную недостаточность. Металл конечно же несет печать фатализма мироощущения , предопределенности судьбы мистическими силами…но это есть в любой религии . Неверие в себя , авантюризм и экстремизм , идолопоклонство року характерно для молодежного сознания - и это проходит , когда отпадет в этом необходимость, когда будет чему и кому молиться , когда сложатся устойчивые цели и понятие счастья.
Нам песня строить и жить помогает!!!-ля-ля-ля-ля-ля
=====
То что выделяет рокера среди толпы, это конечно же -косуха , браслеты и какой-никакой хвост на затылке . Сколько мук и непонимания у родителей всех времен вызывает этот азартно -нигилистический интерес подростков к культу хеви-металл- длинные волосы, мотоциклы, кожаные куртки, стиль жизни, нацеленный на обязательную "крутость", предполагающий увлечение культом сатаны , примитивность языка и мышления ...Существуют ли определенные образчики- штампы ? В психологии каждого человека (хоть некоторые и пытаются это отрицать) лежит стремление быть если не таким как модно и даже лучше ,то не хуже других. Внешне я думаю металлисты похожи…точнее похожи приверженцы различных отраслей металла. У этих отраслей тоже была своя мода, ритуалы , поклонники, сообщества и философия, у некоторых атрибутика гипертрофирована, у других- сведена к минимуму. Есть разные стили- они не лучше и не хуже -они для нас- как и все многообразие бытия, -под одни мы трясем головой , другие слушаем.
Но внутренне…я думаю не нужно объяснять. Как говорили мне на практике - "закон дает достаточно узкие рамки того, что можно присудить, но нельзя судить одинаково двух воров". Это я так обращаюсь к тем , кто смотрит на нас металлистов из окна трамвая. Ну как- не будем обижаться? Мировое?
Кстати они то и создали "нашу систему ценностей". А она может начала существовать давным-давно…жесткая , чисто мужская атрибутика, затем природный вседозволяющий стиль "унисекс". И даже- " Sex-drugs-rock end roll" - что творили наши предки на ночь Ивана Купалы…ооо…Вавилонцы и Римляне ?…ну ладно , про это не будем.
"Хаерология"- название теории маниакального отращивания волос на своей голове, которое я также нашла в прессе. Суть данной теории не в том,что длинный хаер -знак протеста обществу. Мода диктует прически ,а массовое новаторство- двигатель конформизма . Претендент на индивидуальность-главный модник: В 70-х молодой человек с хаером до плеч был нормой, хоть и цокали языком старушки, а главные модники-артисты и музыканты , по среди этого стильного большинства находились в противопоставлении себя основной массе- они брились наголо. Сейчас, когда значительное большинство является естественно или искусственно облысевшими- человек с длинным хаером оценивается в лучшем случае как антиквариат в худшем -как лох. Женщины раньше носили длинные прически ,- теперь в следствии моды, рабочих условий и плохой экологии- стригутся коротко. Климат потеплел лишь на 4 градуса за 3000лет , да и заменителей ножниц что раньше не было что-ли? Интересно лысый ли сейчас БОГ? Скорее всего нет. Божества и герои всех народов , за некоторым исключением ( я нашла эти исключения, только когда идолом было животное типа крокодила или слона) издревле изображались с длинными волосами .
Ветхий Завет - в главе, посвященной служению в храме Господнем и о том как должны выглядеть верные ему люди, говорит что длинные волосы - признак человека , любящего Бога и отдающего ради него жизнь и душу .
Хаерология не основывается на идеях металлизма , хиппизма и прочих музыкально-выпендрежных культах. Каждый волос, согласно "древней науке" - своеобразная антенна для приема энергии исходящей из загадочного космоса. Замечено и изучено специалистами , что прическа влияет не только на внешний вид и привлекательность, но и на : самочувствие , общий эмоциональный настрой , обмен веществ и на здоровье в целом. Хиппи были расслаблены и настроены на мир и свободное безделие, панки- агрессивны- ирокезы встали дыбом, а легионеры древнего Рима даже выносили их на шлемы. Солдатов и зеков бреют наголо, без их согласия, разрывая связь с жизнью, которая с того момента должна была называться "прошлой жизнью" - ограничивают их чувственные плоскости восприятия для более четкого , некритичного выполнения команд и перепрессовки жизненных ценностей .
На взаимодействии чувств и волос основываются научно-парикмахерские рекомендации по укладкам и стрижкам , если вы ,например, гипертоник или имеете проблемы с ЖКТ, то как бы вы не любили Manowar или Арию, то не советую отращивать что-то длиннее плеч, а тем более обесцвечиваться или делать химку , иначе мигрень и цвет лица утопленника вам обеспечена даже с наличием утреннего рассола в холодильнике . Современный рокер вряд ли может похвастаться здоровыми биологическими параметрами, вот почему так фигово выглядят… - упс! Не буду показывать пальцем…Длинные волосы - иногда не благо. И не про эстетику сейчас речь. Они слишком сильно сосут космический сок - перегружаются , загрязняют себя и разум, выпадают , катастрофичностью процесса доводя обладателя до неформальского климакса. Кстати сама по себе грязь на хаере - ментальный прорыв очистных сооружений. Так что - витамины , шампунь- форевер! А немытый стиль панка или металлиста немного вреден для собственного здоровья и , если уж совсем наплевать на окружающих .
В таком же духе можно продолжать и про иную рок-атрибутику. Распальцовка-"коза" , V, кулак - явились нам из исторически сложившихся систем знаков и жестов . V- пришла из азбуки первобытных людей , сейчас это одноименная буква у глухонемых . Имеет значения, зависящие от языков различных стран и группировок, использующих этот знак -"мир" ( использовался португальскими путешственниками) , свобода , победа ( времена Французской революции). "No pasaran" или "Fist" раньше показывали солдаты римских легионов, затем солдаты всех времен и народов и профсоюзные борцы, и…хилые кулачки юных поклонников металла на заре 80-х(сейчас это наиболее нейтральный знак) . "Коза" - наиболее молодой символ, его стали использовать панки. Прижился он в России , изза древнейшей идеи демонстрации силы, выраженной в этом несложном пальцекручении . Устремленные вверх жесты издревле были связаны с призывом богов, сверхестесственных сил , клятвами …и обьединением толпы и массовки .
Рокеры среднего достатка обходятся балахонами и рваными джинсами. Одежда истинных ( кто ради шмоток моет машины, а кто , типа меня, расшивающей косуху кольцами для штор, делает все своими руками) металлистов- имеет древние корни . Кожа шипы и заклепки на боевой одежде предохраняли от ударов колюще-режущего оружия . Каблуки придавали устойчивость ногам на стременах. Блеск украшений всегда привлекал - сороки слетаются на все броское. Хотя сказочные костюмы воинов, шаманов и нелюдей - это уже изыски почитателей готики , блэка, толкиенистов и ролевиков .
Субкультура данного вида , наименее радикальна из всех неформальных подвидов почитателей хеви-металл . Музыка здесь имеет не главенствующее значение, имеет значение текст , сюжет, расслабляющая , медитативная а иногда и агрессивная патетика джихада .Металл в чистом виде толкиенисты не слушают- утонченности присуща альтернатива и смешение стилей . Классикой считается Helloween, Blind Guardian, Blackmors night , Nigthwish. Знавала я парочку , не брезгующих и Linkin park , и Дельфином, не говоря уж о рокопопсе.
Байкеры - прослойка , первая часть которой появилась после второй мировой и состояла из невостребованных летчиков, создавших и идеологию и первые клубы и арибутику. Имеется и вторая ,более современная часть, зародившаяся период капитальных строек автодорог, совпавший с периодом расцвета рок-н-ролла и первыми плодами холодной войны . Психология всадника-ковбоя и бродяги, бунтаря и воина отразилась на творчестве еще Роллингов и Битлов, затем AC/DC, JUDAS PRIEST , MANOWAR …. Богом байкеров и законодателем моды из секс-шопа стал известный в особых кругах Халфорд . Для байкера тоже музыка не так важна- редкие агрегаты о двух колесах крепят на себя магнитолы . По музыкальным вкусам они также неоднородны . Но надо сказать альтернативный рок , включая некоторые стадии деградации треша , как гриндкорр, хардкорр, индастриал - под рев мотора ( если конечно такое возможно) слушают единицы . В основном тут идет класический хеви с блюзовыми вкраплениями.
Текс…вот и до Халфорда добрались…гомосексуальная культура оказала на хеви-металл конечно же и свое влияние и обратное воздействие рок тоже спешит оказать ( кому же не нравятся затянутые в кожу девочки и длинноволосые мальчики, плюющие на моральные запреты) - однако большинство текстовок и мнений самих музыкантов настроены на полное неприятие ненатурально ориентированных товарищей . Чтож , эти самые товарищи пробивают в металлических цельносваренных стенах значительные бреши ( пожалуй в каждом городке найдется пара примеров) - есть за что на на них обидеться.
Панки…их культура возникла со времен 1-х демонстраций и погромов английских молодых безработных…собственно про панков и говорить не стоит , все и так ясно , по уровню развития анархиии и нигилизма они на первом месте. Их ряды пополняют и аутсайдеры,. и старые девы, и любопытные…причем- только на время, которое требуется для взросления и вправления того что вывихнулось в душе на место. В этом выпавшем, неопределенном,подвешенном состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит своё постоянное место,обретает постоянный статус, входит в социум - и покидает сферу контркультуры . Панков -ветеранов не существует…даже в шоу-бизнесе .
Что до сатанистов - ему все возрасты покорны , и каждый неосознанно в какой либо своей части тела или нервных волокон, называемых душой, - сатанист .И сатанист истинный. Вообще их несколько видов. Сатанисты исторические - древние язычники, индийские кровавые жрецы, аккадские звездочеты , африканские людоеды. Сатанисты официальные - основанная в 1966 г церковь Сатаны , похожа на германскую новоевангелистическую церковь или на знаменитых адвентистов третьего дня по нудности, бредовости и финансовой обеспеченности проповедей . В отличии от некоторых псевдохристианских и восточных сект не запрещена законом , редко используются гипнотические , силовые и наркотические методы воздействия . Литературы по этой теме в избытке. Продолжать дальше не буду. Почитатели дет-металла, гриндкорра, блэка и т.д. в основной своей массе дальше жертвоприношения бездомных животных , вандализма не уходят. Заигрывания со спиритизмом, магией наблюдаются у нас, детей интеллигентов.
На основании вышеизложенного, можно выделить еще одну теорию воздействия хеви-металл на людей , вовлечения неискушенных в свой омут, как теорию субкультур.
Что такое субкультуры , молодежные сообщества и с чем их едят, как они уживаются дур с другом, изучают в каждом вузе. Старого закваса тетеньки будут грузить вас концепциями Тэрнера, Парсонса, и деревенскими моралями. Но вы наверное будете читать журналы и оригинальные тексты? Итак, как это все относится к моей теме . Чтобы бы понятнее обьясню кратко: - сначала привлекает та или иная линия поведения , избранная тем или иным неформальным обьединением , затем действует общий принцип популярности музыки и те механизмы которые я описала в начале . Проводя соц-опрос , я и выяснила , что собственно эта теория и есть все в совокупности перечисленное выше , " встречают по одежке, а провожают…"…а кто еще с металлом и не расстался ….30 лет спустя….В какую бы из субкультур человек не перешел или не "смимикрировал" со временем, не всегда он меняет музыкальные пристрастия.
Так и не выяснила, тяжеляк - это хорошо или плохо? Если принимать две точки зрения сразу или находить серединку? Рок ..такая вещь , что разброда , шатаний, неопределенностей не терпит . На двух стульях не усидишь . Большинство закрепляется на каком либо одном…и не приходят ни к чему, даже профессионалы ..почитайте статьи в журналах "Социологические исследования" 1993 г., № 1, "Уральский следопыт" 1988 г. №3…но все равно остаются на своем .
И куда же перевесит чаша этих весов? От кого это зависит?
Целью , этой статьи было, что бы каждый из нас попытался ответить.
Лично на меня прямого патологического действия металл не оказал. В расстройствах психики виноваты больше события, люди, факты…а кто знает, какая тут связь. Когда то металл мне помог, а сейчас стал надоедать; когда кончатся все стили , которые могут меня заинтересовать , то начнется …Ну про это я уже потом напишу. И все на свете надо постоянно дописывать .


( июль 2002 г.)

Турбину В.Ю., - человеку, ненавидящему мои музыкальные и литературные искания, - посвящается.

На главную

 

WebMaster - fst

Hosted by uCoz