"Я взвесил звук, измерил и расчислил,
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык...
Я в черные одежды облачился ,
Но свет несу…"
(А. Журавлёв)
Философия тяжелого рока - так хотела я назвать, свой , как хотелось пародийно-научный
труд,…но…имеется ли тут философия в традиционном понимании… Любой объект имеет
свою философию, философию содержания, идеи и даже внешнего изображения . Еще
бы!!!- не говорить о музыке!!!
Каждый из музыкантов , начиная с египетской , продолжая греко-римской , кончая
нашей эпохой всегда "сопровождался своим" мыслителем -... Раздел в
трудах того или иного ученого под названием " философия музыки" (
а таких немало, например Платон призывал не слушать музыку только ради танцев
и развлечения) - слишком примитивно. Пары, а то и триады-квадриги : философ-писатель-музыкант-художник-
образуются без намеренных знакомств. Вагнер, Ницше…Кинчев и Лукьяненко… Блекмор
и Кинг . Маяковский был панком того времени . Дали ..что говорить - он нарисовал
портрет Элиса Купера с натуры, и чуть чуть не успел до творчества Merlin Menson
с Dark Trancqulity. Валледжо рисовал обложки дисков для Оззи и других металлических
групп и , кроме этого заказов у него было…Творчество людей разных жанров взаимосвязано.
Генерируя идеи , "смыслы" ,порождаешь чувства , формирующие то , что
принято называть " звуки, шумы, цвета или эффекты". А те , в свою
очередь играют роль упавшего на голову яблока . Музыка основывается на чьей-то
философии , развивается и ищет, основывая в конце концов ( а иногда идейного
конца может и не быть ) свою философию.
Стремление познать сущность и воздействие данного вида творчества на человека
наблюдается у каждого неглухого и неслепого.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять,
где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника.
Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной
живописной техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других в произведениях
Дали , Валледжо , Ройо, Литвинова и многих других богов фентезийной живописи
.
Сюрреалистическая лирика точно соответствует рисунку хард рока . Синкопированная
акцентировка металла , мрачные фоны бас-гитары и ударной установки и создают
такую волшебно-художественную форму произведений Black Sabbath-- Rainbow- -Dio--Royal
hunt…и т.д. Для панка, гранжа, и всех альтернативных стилей тяжелоко рока я
бы предложила офисную абстракционную живопись в стальных круглых ассиметричных
рамках.
Сушествует ли понятие звукоцвет???
Существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия?
Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и
цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных
механизмов восприятия отдельных людей? На этот счет есть одна любопытная теория
, применимая в моем исследовании : Если соответствия звуков речи определённым
цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться,
звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно
искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии : там, где звуковая сторона
особенно важна. Создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха
должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего
цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов
и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться
чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем,
в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих
И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины
В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах
передаёт трагический колорит картины.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
И вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны
встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы.
Не так ли?
Анализ цветовых соответствий в стихотворениях применим к основанной на игре
ассоциаций сюрреалистической лирике рок-композиций . Помимо наглядной и смысловой
информации ,заставляющей напрягаться наше воображение, они несут еще информацию
на тех уровнях называемых 1-выми, 2-ми -ми-…6-ми чувствами .
Для применения в криминалистических экспертизах используют спектрохроматографы
, определяющие свойство веществ и отображающие их на определенной классификационной
палитре. Излучение звезд , компилированное в спектре, , характеризует их состояние
и особенности происхождения - это давно применяется в астрономии. Также , пусть
сравнительно недавно, проводятся исследования соответствия звуков и цветов,
хотя гораздо раньше доказано их влияние на системы восприятия , психические
и биологические системы . Самый простой тому пример , после которого я и начала
интересоваться данными взаимодействиями- я долго не могла адаптироваться к кислотным
дискотекам и 3-му Квейку на плохом мониторе- тошнило как беременного наркомана
.
Фанатизму, всем его видам от простого до патологического, есть свое научное
объяснение . И .. дело все в звуках и цветах , в их свойствах. И заинтересовались
ученые мужи этим не в связи с ростом популяции диджеев и квейкеров , а еще на
заре юности Элвиса Пресли . Что же рок-н-ролл ( а затем хард-рок и НМ) делают
с нашими детьми ???- восклицали тогда. Истоки происхождения тяжелой музыки и
ее "пагубное" влияние расценивалось в основном однонаправлено - музыка
исходит от самого нечистого дьявола или в лучшем случае от черномазых вудуистов.
Данная теория воздействия носит название - "теория частот". Собственно
благодаря этой теории и музыка то и называется по сей день тяжелой….
Слово хеви-метал впервые было отнесено к музыке в фантастическом романе Уильяма
Берроуза , причем к музыке , определенно в представлениях автора ( не берусь
дословно переводить длинную английскую фразу) подпадающей под понятие "мозгоебство".
Steppenwolf в песне " Born to be wild" значение "heavy metal
thunder" , означало звук движка харлея перед стартом . С словарях и энциклопедиях
"хеви металл" расшифровывается следующим образом- "разновидность
рок-музыки , отличающаяся усиленным звучанием, особой экспрессией, культом демонической
энергии, эстетикой разрушения". Вот так вот…и виной всему безобидный ,
бестелесный звук.
Как все уже знают из физики основными характеристиками звука являются частота
и тембр. Психология восприятия этих характеристик и является психологией музыкального
восприятия и воздействия, эмоциональных и поведенческих реакций , что не зависит
почти от стилей и жанров самой музыки. Будь то эстрадная, классическая , рок
- исполняемая в живую, когда естественные звуковые волны не искажены ( кстати
даже СD и японская акустическая не может дать естественной силы звука) , и даже
не исключается электронная синтезированная музыка , она оказывает близкое по
своей сути воздействие на слушателя . Рок-группа - является в своем роде мини-оркестром
, ее ритмические и тональные основы сродни классике, а значит а характер звуков
тоже однороден, поэтому и на протяжении многих лет , многие специалисты проводят
параллели между тяжелым роком и классической музыкой.
На концерте симфонического оркестра реакция зала бывает самая разнообразная
- от вежливых хлопков до фанатичного "бис-браво" с подпрыгиванием
на стуле. Искренний по своей сути рок и требует от своего слушателя той же искренности.
И поведение молодежи на рок-концерте является эмоциональным выражением состояния
слушателя помноженного на уровень его музыкального вкуса и возрастные особенности
.
Целью музыкального восприятия служит- эстетическое и информационное познание
и получение удовольствия .
Само восприятие делится на музыкальное и внемузыкальное. Механизм музыкального
восприятия можно выстроить следующим образом : звуковой источник раздражения
орган чувств восприятие звукового тела различение мелодий аналитическая дифференциация
элементов мелодии запоминание оперирование запомненными следами. Музыкальному
восприятию свойственна диалоговость- т.е. активное обращение к мелодии слушателя
в различных внутренних и внешних проявлениях. Внемузыкальное восприятие -это
то, что происходит от незвукового источника, является зрительными , тактильными,
двигательными раздражениями и результатом умственного анализа - цветовые изображения,
шоу-программа, зрительская "тусовочная" атмосфера, впечатления, мечты
и т.д. Существуют еще подвиды так называемого смешанного- фонического, звукопредметного,
тематического, музыкально-событийное, персонажное восприятие . Вообще некоторые
склоняются к тому, что как таковых чистых уровней восприятия нет, музыка и у
слепых и у парализованных, и в записи и в живую ,воспринимается как картина
ощущений( вот он звукоцвет родимый). Она меняется лишь от изменения физико-акустической
среды . Изменились условия силы распространения звука, или произошла патология
органов чувств трансформировалась психология восприятия изменилась социально-психологическая
характеристика аудитории.
Звуковое тело может состоять из множества отдельных звуков и многоголосий этих
звуков, разных по тембру, громкости , артикуляции - тогда воспринимается и анализируется
весь этот комплекс. Человеческий слух способен одновременно воспринимать до
полумиллиона тонов и нюансов разной интенсивности и высоты ; если человек подготовлен
и у него имеется определенный опыт в восприятии музыки той или иной категории
- он лучше будет ощущать насыщенность и многообразие составляющих мелодической
структуры, всего произведения в целом . Воздействие музыки на подготовленного
и неподготовленного слушателя различно …. Но не до конца изучено…У одного и
у другого может в разное время снизойти кайф и расколбас, ощущения легкости
и воздушности, и сразу же или после болеть голова . Металл требует концентрации
внимания , эмоций - восприятие идет как на экспрессивном так и на интеллектуальном
уровне. Под него можно действовать - делать уборку , зарядку. Но не учить что-нибудь,
а тем более поглощать пищу.
Тут вступают в силу законы нашей с Ваджхольдером теории . Музыка и звуки оказывается
воспринимаются не на экспрессивном, не на эмоциональном и эстетическом уровнях…
а на сенсорном. Уши улавливают частоту( характеристика высоты) и тембр (спектральная
окраска). Вибрационная слуховая чувствительность и служит основой музыкального
воздействия.
Частотное свойство звука , влияет и иногда подчиняет биологические процессы
организма. Наш пульс ,колебания мозговых волн- фундаментальное ощущение звуковых
частот ,темпа мелодии, биологический ритм, воспринимающий музыкальные ритмы.
Проводился ряд экспериментов и наблюдений, постепенное ускорение и замедление,
повышение звука и понижение - влечет изменение мышечных пульсаций и кровяного
давления , также изменяются и психические процессы. Из рубрики "совершенно
секретно" мне известно , что с помощью инфразвуковой установки несколько
человек были доведены до самоубийства . Барабанами , которыми шаманы вызывают
дождь, можно на языческих служениях доводить толпу до каталептического состояния,
превращать ее в организованного робота, можно также осуществлять казнь - смерть
происходит от остановки дыхания и в некоторых случаях от инфаркта мозга, произошедших
от резонанса волновых и биологических колебаний.
Доказана и опасность фанатичного потребления всех сортов музыки, а особенно
тяжелого рока.
Особая роль в воздействии тяжелой рок-музыки принадлежит тесситурам упрощенной
и диссонирующей гармонии - агрессивно истерическому вокалу, подчас сведенному
к не артикулированному крику, учащенной пульсации барабанов, гитарной техники
риффа и зловещему звучанию бас-гитары …кстати те же самые отходы от привычной
человеческому слуху и анализирующим механизмам гармонии использует и классическая
музыка.
Частотная характеристика гитарного, барабанного исполнения, 120-140 Гц излучения
стробоскопа( прибор мигающей подсветки) 6-8 Гц представляет собой такие волновые
сигналы (звуковые , световые и магнитные), которые способствуют учащению сердцебиение,
сужению сосудов головного мозга и изменению режима его работы. Низкочастотные
колебания , входя в интерференцию с мозговыми волнами способствуют замедлению
рефлексов, вызывают потерю глубины ориентации в пространстве, нарушение мышечной
координации и одновременно эйфорию. Высокие частоты способствуют повышению уровня
адреналина в крови ,перенапряжению нервной системы . Глухой резкий звук вызывает
чувство опасности, состояние боеготовности одновременно снижая способность к
быстрому мышлению... Исследователи проводили опрос прямо по ходу на концертах
- почти все тормозили как танки . Специфические акценты на слабых долях основывают
энергетический момент воздействия , дают чувство бодрости, но могут и давать
ощущения давления .
Происходит гипнотизация слушателя, требование от слушателя пассивного восприятия,
апатичной поглощенности музыкой , уход от действительности или наоборот происходит
отрезвление, возникает чувство страха, отчаяния, раздраженности, человека как
бы выбивает из колеи или появляется стремление разрушать.
Исследовано, что металл слушают холерики и меланхолики( типы характера отклоняющиеся
от эмоциональной нормы) , те кто изначально был ими и кто стал, причем на протяжении
некоторого периода они могут превратиться один в другого , но никогда не нормализуются
и не обращаются обратно в исходный тип -сангвиника или флегматика.
У подростков, начавших слушать металл в достаточно раннем возрасте, наблюдается
нарушение памяти, способности к сосредоточению, контроля длительной умственной
деятельности, воли, сверхвозбудимость, истерии, галлюцинации, ограниченность
кругозора , повышенная внушаемость, утомляемость, утрата самосознания , отсутствие
гражданской и семейной позиции. Также нарушениями слуха, сердечными заболеваниями,
диабетом , психическими заболеваниями - неврозами и суицидальными наклонностями
(наиболее опасен расширенный суицид), психопатией по статистике чаще всего заболевают
те кто является жертвой плохой наследственности, плохой работы и тяжелого рока.
Психиатрическая наука выделила для этих жертв отдельное заболевание , со своей
методикой диагностики и лечения( не беспокойтесь лечится в ранних стадиях) -
полиморфную шизоидность. Основными симптомами являются : депрессия, подсознательное
сопротивление социальным приказам, педагогическим замечаниям, фиксирование на
собственных отрицательных переживаниях, продолжительная тоска и тревога.
Заметили, что начиная со Scorpions слушатель рано или поздно "утяжелит"
свои музыкальные коллекции. На смену закономерностям вкуса и моды приходят закономерности
частотной теории. Те эффекты удовольствия и экстаза , которые оказывала музыка
на первом этапе ее прослушивания, ознакомления с тяжелым роком уже не действуют.
Для увеличения воздействия на рефлексы и нижние этажи психики человек ищет новый
источник. Подзарядка эмоций происходит искусственно. За счет увеличения силы
, количества , качественных характеристик звука. Увеличивающаяся потребность
в более страшных ритмах называется наркоманией высоких частот...
Рок-музыка , как никакая другая, способствует формированию у слушателя замкнутой
слуховой настройки, состояния зацикленности музыкального сознания на узком круге
музыкальных интонаций. Другая музыка, не укладывающаяся в консервативную слуховую
настройку отбрасывается как ненужный мусор .
Хотя встречаются люди и с вполне нормальными психологическими реакциями и широким
кругозором… а более тупых существ, чем большинство почитателей блатного шансона
и группы НА-НА ( надо это потом вырезать) , я еще не встречала …косяки теории
? Любая теория допускает исключения…или все зависит от особенностей организма
и уровня развития личности .
Шоу-бизнес настроен больше на продажу и потребление музыки , чем на художественное
восприятие. Интонационное зерно - способствующее привыканию с определенным стилям
и аранжировкам- присутствует во всех отраслях музыки и старых и инновационных
ее слоях . Золотой век шоу-бизнеса наступил со времен массового распространения
устройств записи . Повтор (запись) внушение в музыкальном процессе восприятия
техническое воздействие на биофизиологическом уровне.
Однако, кто не слышал хард-рока раньше, буквально влюбляется в него на концерте
- эффект включенности в музыкальное действие , эффект первого впечатления и
неискаженные проклятые звуковые волны . По спине мурашки бегают и басы отдают
где то в груди - заметила я , заняв позицию напротив колонки усилителя высотой
в мой рост на сейшне . Далее …мне никогда не было так классно не до и не после
.
Процесс созерцания рок-концерта , живьем, стоя у колонок, вызывает слуховой
шок- громкость и частотные диапазоны проходят через болевой порог восприятия
и возникает опасность резонанса с клеточными структурами организма . Куда там…на
концерте в Лос-Анжелесе как то возникла сейсмическая угроза , а у некоторых
граждан в аквариумах сдохли рыбы . Сила и высота звука в 80000Гц эквивалентная
взрывной волне фугаса старого образца - убьет и человека , такие (пускай и единичные)
случаи были.
В процессе выступления на концертной площадке , артисты отдают свою силу и заряд
энергии. В ответ многократно умноженная энергетика зала возвращается к ним.
Данные круговороты энергии , в конце концов утекающие неизвестно куда ( особые
приборы отмечают направление энергетических потоков и верхушек ауры вверх ),
приводят эмоциональному и физиологическому истощению , изнашиванию организма.
Короче, пора и музыкантам процентные надбавки в пенсионном учете считать.
Трясти башкой , повторять движения музыкантов и скакать , доводя себя до исступления
( когда мы двигаемся подобным образом увеличивается выброс гормонов в кровь,
увеличивается мозговое давление, постоянно меняются координационные ощущения)
научили нас еще в древности . Эти танцы- исключение танца как такового в современном
понимание- возврат к ритуальным пируэтам первобытных охотников и шаманов...
Где то в Бразилии одно племя раз в году добивается( естественно с помощью еще
и зелененьких листочков) пришествия ихнего святого духа - они могут летать в
метре от земли , калечит себя и излечивать в минуты - короче колбасятся как
могут .
Разлагает ли тяжеляк нацию? Те же приемы и средства воздействия наблюдаются
и у классических произведений…гимны, марши - их целью всегда ставилось вызвать
чувство единения у народа, призывать к войне и славе , восхвалять победу и доблесть…они
давали ту же энергетику, ощущение силы . Они звучат и на Олимпийских играх и
на террористических базах. Музыка - это оружие - магия и религия.
=====
Религия - единственная вещь- которая целиком строится на философии и является
основой всех мировых повседневных философий. Магия- философия древних времен,
времен язычества -многобожия и сведения морали к ограниченным инстинктам. Рок-
музыка -религия современной урбанистической культуры, религия изменчивая, но
все таки имеющая твердые каноны, культовость и обрядность. Эта мысль, наверное
служит эпиграфом книги В. А. Посиделова "Магия рок-музыки". Не знаю
где ее можно найти в интернете- так я мельком видела за стеклом прилавка. Я
ее не читала…Поищу и почитаю потом...А то, как говорил, гитарист Azazello, "я
ничего не читаю и не слушаю, когда занимаюсь сочинительством - из-за боязни
неосознанного плагиата".
Тяжелая музыка - это настолько спорное направление искусства, что очень сложно
выбрать правильную точку рассмотрения вопроса. И как каждое серьезное искусство,
рок-музыка поднимает все вопросы человеческого бытия, пытается по-своему их
решить.
Я не буду углубляться в философию как таковую вообще в кристальном ее понимании
, по тем же самым соображениям , да и не курсовая это…просто …так… Так что ,
Камю ,Ницше, Кастанеду, Рона Хаббарда и Ла Вея и если кто еще и в глаза не видел
, советую почитать дома … Взять старую желтую книжку , на корке которой виднеется
еще цена застойных времен, или распечатанные на принтере листы, на обороте которых
акты сверки или запортаченные протоколы (таким образом я была ознакомлена с
книгой "Чужой в чужой земле"… И вечерком под настольной лампой...Главное…в
полной тишине!
Для понимания философии тяжелой музыки и ее феномена , просто необходимо остановиться
на философии бессознательного и глубинных инстинктах личности .
Раньше, в подтверждение моей теории, в некоторых статьях писали что то вроде
- " Шоу и стиль хард-рока нацелены на вмешательство в несозревшую и неудовлетворенную
психику подростка ,- тексты, полные агрессивной эротики , полуобнаженные тела,
манипуляции музыкантов с фаллическими символами - гитарами и микрофонными стойками…хард-рок-
алчащий власти Сатана, обличившийся в больше яркого, чем мудрого, змея , раздающего
порочные плоды пустоты и духовной бездны тысячам юных своих поклонников".
Теория эта не носит краткого названия … Слишком много методик металл заимствовал
из целого синтеза старых , современных и не очень философских течений - символьно
- мирного буддизма, брутального экзистенциализма и т. д. Фрейд и его последователи
во всех отраслях внешне выразительного искусства открыли дорогу целой "фрейдистской
истории искусства" , пропагандировали переход от "механических"
приемов к "психическим" (психоаналитическим), сформулировали условия
бессознательного творчества: - освободить сознание от рациональных связей и
достичь состояния, близкого к трансу; - полностью подчиниться неконтролируемым
и внеразумным внутренним импульсам; - самозабвенная деятельность, стремление
возвысить свое творчество . …Понимать это можно по разному…но большинство музыкантов
в роке, к сожалению, - творят с помощью белого порошка или иглы в вене .
Теорию нельзя назвать просто ницшеанской ,фрейдисткой ….однако…Механизмы смыслового
, частотного воздействия проходят в первую очередь через физиологию подсознания
.
"Волей к власти", тяжелый рок провозгласил неограниченную свободу
от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно
идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте,
не заботясь ни о какой последовательности или преемственности . Тяжелый рок
пропагандирует культ силы , культ избранных -чего стоит один "Здесь куют
металл", сами средства выразительности являют миру мощь языческих богов.
Германия и нордический полуостров дали ростки такому стилю , как "power"
, который еще называют вагнеровским металлом , основанным на классической симфоничекой
раскладке гитарных и клавишных партий, фольклорных и христианских мотивах, и
конечно же профессионализме исполнителей- "белокурых-бестий" .
Единственный косяк и современного металла и исторически сложившихся родственных
философий -это не совсем уважительное отношение к женщинам и неарийским расам.
А фиг знает, может мы лучшего не заслуживаем. И то ,что есть сейчас и есть наша
полноценность.
А собственно фрейдизм -сатанизм и т.д. , существовал чуть ли не с момента появления
способности к логическому и творческому мышлению у неандертальцев . И не мне
это открывать и доказывать . ..
И всегда существовал металл … Да. Да. Всегда и повсюду. Может быть даже возник
еще раньше, где-нибудь в иной цивилизации. Его совершенные в своей законченности
и однозначности ритмы выколачивали на страшных, увешанных черепами барабанах
африканские оркестры , а набожный народ плясал и колбасился . Он прорывался
из атональных мадригалов средневековых мелодий , заставляя лютниста утяжелять
струны , создавать гитару, идеально приспособленную для устойчивого селекционирования
риффов, коротких многократно повторяющихся мелодико-интонационных формул.
Потом до полифоничного хеви-металла добрались Бах , Малер , Бетховен ( никто
не пробовал играть Лунную медленно и не отпуская педаль пианино …как говорит
Дизель- "а если еще и курить….") , едва не выложили в чистом виде
Стравинский и Вагнер . Чуть чуть добавили те же нигеры ( извините за слово но
негров я могу уважать где угодно , но только не в америке- она их испортила)
, тусуясь на плантациях , затем заводах и улицах, и тихонько, настойчиво выпластывая
блюз . Когда металл освободился от пут, связывающих его с множеством стилей
и жанров и сделал первые шаги, никто не признал в нем результат закономерного
развития музыки и ее направлений, обусловленных самой ее эволюцией и чуть-чуть
социально-политическими проблемами . Преувеличивать постулаты - не было б государственных
запретов и бюрократии- не было б рок-кумиров - т.е. социальной сущности рока,
- нельзя.
Практически сейчас в любом справочно-информационном издании, посвященном рок-музыке
рассказано, кто был буревестником и изобретателем хард рока, читайте лучше там…
но чего то не хватает…
Из-за отсутствия доступа в качественную библиотеку и средств на книжный магазин
, я успела вкусить соль особой атмосферы.
Об истоках, сущности рока и хеви-металла раньше я старалась найти в источниках
хрущевской эпохи и начала эпохи пресыщения открытым "железным занавесом"
- статьи румяных критиков, направленных на изгнание запретного плода из умов
пионерии , а после, как на откорм предлагающих информацию об исполнителях .
Почти вся база основывается на отложившихся в памяти моего отрочества чердачных
полках, старых брошюрках нашей оченьдальневосточной библиотеке - журнальных
и газетных статьях советского и постсоветского периода, т.е. до эпохи 2-го срока
дедушки Ельцина. Тогда рок имел большее значение , поднимаемые им проблемы ,
диктовали, а после и опровергали необходимость революции во всех жизненных сферах
.
Может быть поэтому русский рок не имеет аналогов в мире - из за своей сложной,
до конца не решенной философии, всегда живой - конечна теория , когда ее идеолог
мертв или неактуален .Одинаков ли росcийский тяжелый рок, еще более загруженный
общественными проблемами - тот , который услышан каждым и тот, который не услышит
никто, или единицы на парковой площадке??? Невозможно вкратце коснуться этой
темы - она для отдельной работы и никому она еще не была по силам...
Субстанция хард-рока не является монолитной и не одинаковы психологические установки
, определяемые им,а следовательно последствия его прослушивания .Ну…как я не
хотела , а все таки придется рассказать немного об его истории , последователях,
обрядах , атрибутах и сообществах .
Началось все…не знаю с чего… а продолжилось с того, что в 1920 году советский
инженер Л.Тремен изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.Он был
устроен следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к антенне
или удаления от нее руки исполнителя. Как всегда идею сперли американос.
В тридцатые годы появились первые электрогитары. Но с современной электрогитарой
общего у них нет, пожалуй, ничего, кроме ремня, на который она вешается, к акустической
гитаре просто приставили звукосниматель. Но и это не вывело гитару на место
лидера в оркестре, чего так хотели добиться. Звук стал громче, но сущность гитары
(аккомпанемент) осталась. Позднее было обнаружено,что посредством обработки
звука до усилителя можно добиться невероятного результата. Тогда и была рождена
электрогитара,которая приобрела со временем цельный корпус и массу электроники
в придачу. Громкостные , эмоциональные ( за счет многообразия оттенков) возможности
электрогитары неограничены. В последствии именно гитара и стала "первой
скрипкой" рок-ансамбля ,правда, в последнее время и бас-гитара, ранее исполнявшая
только функцию аккомпанемента в группе, приобретает такие сольные партии, что
и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе, стали лучше ценить
басистов-виртуозов.
Нельзя отрицать, что вклад в развитие рок-музыки "Beatles" внесли
огромный. Безусловно, они дали духовную основу рока, его каноны (структура рок-группы,
особенности музыкальных партитур, сливающих роль каждого из 4-х инструментов
, синкопирование на 8-й доле, аккордные и солирующие риффы) подготовили для
него аудиторию слушателей ( определенные сообщества со своими "уставами"
и правилами поведения на концертах , философия хиппизма и т.д.) но они не могли
основать тяжелый , непопсовый рок с точки зрения музыки, текстов , символизма
и идей.
Развили философию эпатажа , построили концертное шоу и площадь для развития
бунтарских идей построили Rolling Stones . все возможные средства выразительности
они постарались использовать на пределе. Рок и шок- эквиваленты- так говорили
о Роллингах в начале их пути- "Основу репертуара группы составляли городские
блюзы с характерным, усиленным гитарным звуком. Известность, хотя и несколько
скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были шокированы их музыкой,
песнями с массой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, исходившим
от них духом неприкрытой чувственности ".
Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно поэтому раздражали
слушателей, привыкших к обтекаемой, плавной передаче музыкальных идей. Композиции
в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое
за счет выделения ритм-секции на передний план , ритм секцию составляют ударная
установка - являющаяся в своем роде сердцем группы , от состояния и настроения
которого многое зависит, бас гитара ( басист должен играть на нижней струне
в унисон барабанной бочке), и ритм гитара . Все входящие в рок-группу инструменты
напрямую связаны с мелодическим лидером - соло-гитаристом , крутость группы
определяли его сложные гитарные импровизации. Благодаря этому, в законченном
виде хард-рок донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс. К началу
70-х появились группы-исполины,блиставшие не только тяжестью , но и исклю-чительным
композиторским талантом и исполнительским мастерством: "Лед Зеппелин",
"Дип Перпл","Блэк Сэббэт","Назарет",""
и многие,многие другие, почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего
тона хард-рока сегодняшнего дня, каноны инструментального и вокального исполнения
рока…
Синтез хард-рока с другими направлениями рок-музыки, как правило, дает интересные
результаты - так появился "тяжелый арт-рок","хард-фьюжн","тяжелая
психоделия" ( последователь данных течений ,если не окажется наркоманом,
то может выглядеть как интересная многоуровневая непознанная наукой личность)
а также такие стили,как "глиттер-рок","тяжелый ритм-энд-блюз
".
Сыновьями хард-рока от разных жен были также гранж , панк и хард энд хеви ,
каждый из них придерживался своих правил , один не хотел меняться , а другой
считал прогрессом песни из трех аккордов , третий- поднимал темы , считающиеся
"табу" раньше . Развивающаяся техника и прогрессирующая зависимость
от громких звуков заставляющая гитары звучать жестче , многообразие примочек
и настроек , а также амбиций иделогов-апостолов жанра , разлучили младшего среднего
и старшего братьев теперь уже навсегда , каждый теперь пашет на своих огородах
.
Хард энд хеви в начале 80-х ушел в страну обетованную, возмужал в металл классический,
непопсовый ...и подобно Исааку, родившему… породил множество своих отпрысков
, причем как от избранных невест так и на зрелости лет от случайных знакомых,
не брезгуя кровосмесительными связями. Современный металл делят по старой традиции
на классы и виды- на doom -trash- speed- black- death и прочие "что-то
там металл"… Но это уже принципиально иная музыка . Например в ходе инцеста
с панком появились хроматические скоростные структуры в мелодике и нигилистические
в лирике , по которым мы признаем speed и сродные ему стили . Сrossover - продукт
утяжеленного до неузнаваемости треша .
В 90-е некоторое однообразие наскучило, чего терпеть никак не могли законы жанра.
Иначе, периоды упадка тяжмета были бы продолжительнее, а может быть он бы и
совсем остался только на страницах истории. Многие критики, используя эти законы
диалектики , принялись обвинять металл в примитивности в невозможности существования
без инноваций моды и философии .Что ж …это сложный вопрос. Ритмы эмбиент, репа
, техно привнесли новую кровь для металлического фона . Подобный синтез я называю
альтернативным, он относит к себе и grindcorr , и indastrial metal ,и noise
rock, и shra metall ,и rep и funk metal , и hardcorr . Родоначальниками хардкорра
были латиноамериканские революционные пропагандисты - Rage against the machine.
Они изобрели музыку, а точнее играли "что им нравится , без навески каких-либо
определяющих стиль ярлыков , чтобы вызывать отвращение у огопевших реперов и
у металлистов , могущих только собирать толпу и кричать что металл это круто,
а не помогать людям" ( со слов моего мужа ). Хотя правильно говорить как
об альтернативе о любом синтезе музыки и культуры . Например готический стиль
металла . и даже облегченный попсовый. Слыхала я есть особый стиль "светлый
металл" это по тематике . В Хабаровске волны полунеформальского радио Олимп
и Христианского радио располагаются очень близко и есть моменты когда их можно
спутать. Между евангелистскими проповедями тоже бывают музыкальные паузы. Ну
значит ….в один прекрасный день кручу я настройку и наконец то ловлю приятные
для слуха звуки. Что то вроде Slayer - и припевчик такой бодренький "god
save ours souls" , кончается это , начинается баллада в лучших традициях…думаю
- наверное Rainbow с очередным новым вокалистом. Ну тут гнусавый такой поповский
голос " в этих песнях поется о вере в Бога…и.т.д…" дальше он давай
рассказывать про группу White heart , и что главный в этой группе все деньги
жертвует церкви и каждую неделю ходит исповедоваться и т.д. Понимай как хочешь…кстианство
штука мудреная.
Сейчас считается что металл уже отжил свое, как отживает , проходит само время
- вещь бесплотная , оставляя за собой лишь археологические памятники . Но всегда
-антикварные ценности имели значение больше чем драгоценные камни и золото.
До поры до времени они являлись жемчужинами частных коллекций и музеев, а затем
давали толчок новой культуре в рамках современной , новым направлениям моды,
сохраняя сущность старых древних столпов.
Берет верх альтернатива. И родители-металлисты лежат с мокрой тряпкой на лбу
, когда их дети включают Prodigy. Затем история повторится.
Рок возник и развился в 60-х ,металл в 80-х но многие , кто узнал его тогда
- чтят традиции сейчас. Я наблюдала лысых дяденек и пухленьких тетенек наверное
кое-как влезших в кожаные штаны и прикативших на джипах на Nazareth , на Арии
народ был лет на 5- 10 моложе, но все равно …
Когда рок зарождался, он был молодежной музыкой .Но сейчас... Уже поколение
людей на нем выросло. Стоит ли рассматривать "pro et contra" психологических
и идеологических установок , выражаемых в музыке хеви , через призму старого
мировоззрения ? Ориентирована ли эта музыка на подростков , признаваемых всеми
науками и отраслями техники неполноценными личностями и членами общества?
Есть тут доля правды и доля истины…даже в этих вырезках из журнала "Ступени"
за 87-й год :
" Рок считается молодежной культурой, созданной и выражающей настроения
молодых людей, потому что больше соответствует их нравам и среде... "Они
(подростки) сегодня обожают роскошь , у них плохие манеры и нет ни какого уважения
к авторитетам , они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно
сплетничают.", написано еще у Сократа.
"Это как болезнь, ею надо переболеть в этом возрасте. Когда тебя не понимают
друзья и взрослые, так приятно искать энергии , ярости , взаимопонимания в этой
жесткой , динамично- властной , тяжелой музыке " - самокритично говорят
многие фанаты. Что не совсем хорошо- они принимают за чистую монету сценический
образ рок-музыки и сценические правила игры и стремятся воплотить в свой реальной
жизни. На то они и подростки…"
Теперь у зрителей и слушателей рок музыки - самый широкий возрастной диапазон
чем у других жанров, у тяжелой рок музыки также зритель самый разный - что препятствует
организованному фанатизму.
Но среди ответвлений рока также существуют неприятия и разногласия. Особенно
между классическим русским текстовым роком и его сыном металлом . Цитирую В.
Бутусова - " Металл как корь, если болеешь им в детстве - это заставит
беспокоиться лишь родителей, если случилось подхватить ее взрослому доведет
и до импотенции и до других осложнений . Женщина в металле - смотрится как со
штангой и тоже рано или поздно станет калекой ".
Тяжелый рок демократичен, он не является заповедником для определенных возрастных
групп и социальных обществ- главное для него люди , для одной части которых
он служит развлечением , для другой , как говорится -пищей для ума и сердца.
Причины любования "пением крашеных парней и бритоголовых девушек"
, как считалось раньше - протест против скучных и сердитых нотаций родителей,
культивированного ханжества иерархичного взрослого общества , - не исключительны
, многие приходят в металл в зрелом состоянии - гораздо глубже лежит основная
часть айсберга .
Следующую теорию ( упс, а про "теории" наверное все уже забыли) можно
назвать теорией психологических установок.
Небольшой диалоговый отрывок из памяти :
- Слушаешь металл? Давно?
- Да…ну года 3 назад начала.
- Значит чего-то ищешь…я тоже, как видишь…и не нашел ничего до сих пор.
Почему люди влюбляются в металл в юности и остаются верными ему? Вред несет
подобная любовь ( или зависимость) или благо? Все решит то, на какую почву попадет
зерно.
Не буду приводить сложную психологическую терминологию , скажу , что на разных
людей смысл и воздействие металла окажется неодинаковым. Хоть и существует определенная
норма неврологических реакций и процессов, трудно понять, а если норма вообще
? 100% - ный псих творит как гений , а абсолютно здоровый до этого человек ,
препарирует жену из любопытства - что же там у нас внутри творится? Причина
некоторых экзогенных и эндогенных психозов не ясна до сих пор. Уровень развития
ментальной и эмоциональной сферы , формирующийся и наследственно и за счет воспитания
, вычислить сложно .
Гимны темным силам, песни о войне , бессмысленных убийствах и других топях дерьма
заставляют хвататься за оружие и творить бесчинства лишь единицы . Чуть больше
ограничится мелким хулиганством в стремлении себя показать. Чуть меньше- по
иному неустойчивых к внешним факторам личностей- впадут в депрессию и примутся
худеть. А остальные -…сделают так , как задумали музыканты - "наша музыка
-смесь взгляда по ту сторону смерти, вымысла и искусства. Мы делаем на сцене
гротесковое шоу , театр абсурда, пародию на что то и тех-то - как считают журналисты.
На самом деле мы делаем то , что видим, знаем, исходя из своих представлений
об искусстве, жизненного опыта. Мы поем о виде социальных ужасов, которые увы
никогда не кончатся, но мы и наши слушатели не должны ненавидеть за это и себя
и других, а стараться сделать мир лучше- жизнь всего одна и не надо топить ее
в ненависти" - Tom Araya - Slayer . Скажет ли что-нибудь американский известный
музыкант не …просто так, а ради…? Уж рокеру то можно поверить? Как бы не снились
тебе миллионы , коммерческую личину злодея снимаешь в определенных случаях,
особенно когда речь идет об идеологии твоего творчества. Любое творчество должно
давать силы и поддержку в жизни, быть направлено на помощь молодежи в осознании
ею себя, своих амбиций и возможностей выхода из тупиков. С этим там у них на
западе строго ( в смысле с особой идеологической цензурой…почитать бы вам их
закон о рекламе).
Вообще человек занимающийся профессионально музыкой, буквально живущий в ней
("жизнь минус музыка , а ноль остаток"), обязан вникать и в смысловые
ее глубины , в проблемы ее психологического влияния.
Насколько я помню размышления одного известного гитариста на эту тему заключались
в следующем ( т.к. я дословно не помню - попытаюсь проанализировать со своей
точки зрения) :
Весь металл про страх и одиночество , являющееся в свою очередь древним людским
страхом. Высшей карой считалось изгнание- человек оставаясь наедине с собой
может довести себя до любой точки, любой мании , любой болезни . Еще хуже если
человек остается наедине со своими проблемами- дефицит любви приведет к вселенской
ненависти , враги и демоны к смерти и т.д. Проще убежать , чем понять , почему
убегаешь. А убегая, проблем не решить.
Электрогитару придумали прекрасные трусы, которым до смерти надоело боятся.
Рок говорит о людях и вселяющихся в них демонах вслух - наркотики , насилие,
ложь, невежество, запутанные чувства и комплексы - их надо одолеть , спокойно
, рационально, без лишних нервов. Рок проповедует приведение головы в порядок,
волю и понимание простых вещей, внутреннюю силу и разум. Однако нельзя пускать
рок в одну колею , демон бывает и светлый , но с темной оболочкой. Иногда добрых
может устраивать и плохое , безобразное . Рок говорить о том, о чем он говорит
, и два великих философских понятия, как добро и зло, - честное слово, это вопрос
не для рок музыки .
Асоциален ли тяжелый рок? Металл груб, но ничто не мешает его шептать , произносить
нараспев. Как слова любви, но одновременно это музыка и крика , и взрыва, и
борьбы , и настроения, и важно , что вкладывает в нее музыкант . А зло как таковое
в чистом виде вложить простой смертный не сможет. А сможет вложить - надоедливое
, не сильно опасное зло , как вакцину для использования и выработки антител
добра.
Если научить людей добру в широком ее смысле ( а не в попсовом??? а Существует
ли "попсовое" понятие добра? а массовой культуре сиюминутных ценностей?),
то с конкретным повседневным злом , будь то бюрократизм или обычная до отвращения
человеческая подлость они справятся.
Металл проповедует восприятие жизни на пределе - темп музыки должен соответствовать
темпу жизни- , мощное энергетическое начало и твердые позиции( "не стоит
прогибаться под изменчивый мир"), честность и бескомпромиссность . Человек-
настоящий металлист ничего не может делать наполовину.
Еще тогда вся молодежь была разной социально - сейчас конфронтация классов и
сообществ обострилась. Тогда слушать металл было хорошим тоном прогрессивного
советского студента , ходить на дорогие коммерческие шоу- было показателем стабильности
семьи на западе, сейчас молодежь хочет подчеркнуть иное - кто независимость
от снобов нового пошива общества или наоборот среды неудачников, а кто и поступь
"белейшей вороны" среди просто белых ворон . Рок предполагает особенную
демократичность общения- не важно- люмпен-интеллигент ли ты, или сын депутата-
если ты рокер…но если ты не рокер- ничто тебе не поможет...
Эта музыка достаточно правдиво передает духовное состояние молодежи, она быстро
откликается на ее проблемы, главной из которых является взаимоотношения с Системой.
Решение этой проблемы заключается в следующем - если Системе мы не подходим
а она нам - то пошла она на хрен эта Система!
Образ рокера -сумрачная отстраненность , отрицание цели в жизни , антиэстетизм
и неадекватность действительности поступков и взглядов…и это внешне можно увидеть
даже у человека , добившегося обычного корыстного успеха , у человека личность
которого установилась ( а вообще то фиг знает когда она кончает формироваться
, совсем ни при чем тут традиционные рамки- 13-25 лет). Противоречие между частным
и целым, между личностью и Системой- было и будет всегда и при любых условиях
. И пошло оно это противоречие туда же!
- Не деструктивность взглядов , не предлагающих собственного мнения, не пессимизм
ли?.. Воспитанный грубым саундом, разбивающим светлые надежды вакханальным ритмом
, сардоническими песнями об апокалипсисе и несчастной грешной любви?
- Пожалуй это единственный выход, ведь иного "верного" решения не
существует. Или существует только в утопичных строках философии.
За что охаивали рок в те времена? Его философия так же антибуржуазна как и антисоциалистична
. По сути , государство должно поддерживать любую контркультуру, и музыку (
кроме конечно совсем неприличной и как гласит Конституция- "…асоциальной
и разжигающей расовую и религиозную рознь, призывающей к свержению конституционного
государственного строя…и т.д"- блин, уже не помню ). Иначе , агрессия не
выходящая на тусовках , может вылиться в революцию . Раньше писалось ,что типа,
западное коммерческое искусство хеви-металл тем самым поддерживает устойчивость
правящего класса , например, чтобы вовсе не потерять власть над людьми католичество
прибегает к кажущемуся идеологическому противоречию с этой культурой , а про
спонсирования и раскрутки в предвыборных депутатских кампаниях и говорить не
приходится .
Тут внимание! Наплевать на цели бесплатного или тематического концерта можно
только в Америке . Любую идеологию и музыку можно использовать в своих целях.
Металлисты в большинстве своем аполитичны и легко внушаемы . В России нельзя
за выгоду выполнять чьи то приказы , или наоборот игнорировать благие намерения
- жечь все что попадется на акции против лесных пожаров .
Что же такое тяжелый рок и его социальная миссия? Наверное, - определить спасительный
путь поколений….
Металл выполняет развлекательно-компенсаторную функцию, заменяет на свою философию
жизненные невзгоды , социальную неустроенность и незащищенность , эмоциональную
недостаточность. Металл конечно же несет печать фатализма мироощущения , предопределенности
судьбы мистическими силами…но это есть в любой религии . Неверие в себя , авантюризм
и экстремизм , идолопоклонство року характерно для молодежного сознания - и
это проходит , когда отпадет в этом необходимость, когда будет чему и кому молиться
, когда сложатся устойчивые цели и понятие счастья.
Нам песня строить и жить помогает!!!-ля-ля-ля-ля-ля
=====
То что выделяет рокера среди толпы, это конечно же -косуха , браслеты и какой-никакой
хвост на затылке . Сколько мук и непонимания у родителей всех времен вызывает
этот азартно -нигилистический интерес подростков к культу хеви-металл- длинные
волосы, мотоциклы, кожаные куртки, стиль жизни, нацеленный на обязательную "крутость",
предполагающий увлечение культом сатаны , примитивность языка и мышления ...Существуют
ли определенные образчики- штампы ? В психологии каждого человека (хоть некоторые
и пытаются это отрицать) лежит стремление быть если не таким как модно и даже
лучше ,то не хуже других. Внешне я думаю металлисты похожи…точнее похожи приверженцы
различных отраслей металла. У этих отраслей тоже была своя мода, ритуалы , поклонники,
сообщества и философия, у некоторых атрибутика гипертрофирована, у других- сведена
к минимуму. Есть разные стили- они не лучше и не хуже -они для нас- как и все
многообразие бытия, -под одни мы трясем головой , другие слушаем.
Но внутренне…я думаю не нужно объяснять. Как говорили мне на практике - "закон
дает достаточно узкие рамки того, что можно присудить, но нельзя судить одинаково
двух воров". Это я так обращаюсь к тем , кто смотрит на нас металлистов
из окна трамвая. Ну как- не будем обижаться? Мировое?
Кстати они то и создали "нашу систему ценностей". А она может начала
существовать давным-давно…жесткая , чисто мужская атрибутика, затем природный
вседозволяющий стиль "унисекс". И даже- " Sex-drugs-rock end
roll" - что творили наши предки на ночь Ивана Купалы…ооо…Вавилонцы и Римляне
?…ну ладно , про это не будем.
"Хаерология"- название теории маниакального отращивания волос на своей
голове, которое я также нашла в прессе. Суть данной теории не в том,что длинный
хаер -знак протеста обществу. Мода диктует прически ,а массовое новаторство-
двигатель конформизма . Претендент на индивидуальность-главный модник: В 70-х
молодой человек с хаером до плеч был нормой, хоть и цокали языком старушки,
а главные модники-артисты и музыканты , по среди этого стильного большинства
находились в противопоставлении себя основной массе- они брились наголо. Сейчас,
когда значительное большинство является естественно или искусственно облысевшими-
человек с длинным хаером оценивается в лучшем случае как антиквариат в худшем
-как лох. Женщины раньше носили длинные прически ,- теперь в следствии моды,
рабочих условий и плохой экологии- стригутся коротко. Климат потеплел лишь на
4 градуса за 3000лет , да и заменителей ножниц что раньше не было что-ли? Интересно
лысый ли сейчас БОГ? Скорее всего нет. Божества и герои всех народов , за некоторым
исключением ( я нашла эти исключения, только когда идолом было животное типа
крокодила или слона) издревле изображались с длинными волосами .
Ветхий Завет - в главе, посвященной служению в храме Господнем и о том как должны
выглядеть верные ему люди, говорит что длинные волосы - признак человека , любящего
Бога и отдающего ради него жизнь и душу .
Хаерология не основывается на идеях металлизма , хиппизма и прочих музыкально-выпендрежных
культах. Каждый волос, согласно "древней науке" - своеобразная антенна
для приема энергии исходящей из загадочного космоса. Замечено и изучено специалистами
, что прическа влияет не только на внешний вид и привлекательность, но и на
: самочувствие , общий эмоциональный настрой , обмен веществ и на здоровье в
целом. Хиппи были расслаблены и настроены на мир и свободное безделие, панки-
агрессивны- ирокезы встали дыбом, а легионеры древнего Рима даже выносили их
на шлемы. Солдатов и зеков бреют наголо, без их согласия, разрывая связь с жизнью,
которая с того момента должна была называться "прошлой жизнью" - ограничивают
их чувственные плоскости восприятия для более четкого , некритичного выполнения
команд и перепрессовки жизненных ценностей .
На взаимодействии чувств и волос основываются научно-парикмахерские рекомендации
по укладкам и стрижкам , если вы ,например, гипертоник или имеете проблемы с
ЖКТ, то как бы вы не любили Manowar или Арию, то не советую отращивать что-то
длиннее плеч, а тем более обесцвечиваться или делать химку , иначе мигрень и
цвет лица утопленника вам обеспечена даже с наличием утреннего рассола в холодильнике
. Современный рокер вряд ли может похвастаться здоровыми биологическими параметрами,
вот почему так фигово выглядят… - упс! Не буду показывать пальцем…Длинные волосы
- иногда не благо. И не про эстетику сейчас речь. Они слишком сильно сосут космический
сок - перегружаются , загрязняют себя и разум, выпадают , катастрофичностью
процесса доводя обладателя до неформальского климакса. Кстати сама по себе грязь
на хаере - ментальный прорыв очистных сооружений. Так что - витамины , шампунь-
форевер! А немытый стиль панка или металлиста немного вреден для собственного
здоровья и , если уж совсем наплевать на окружающих .
В таком же духе можно продолжать и про иную рок-атрибутику. Распальцовка-"коза"
, V, кулак - явились нам из исторически сложившихся систем знаков и жестов .
V- пришла из азбуки первобытных людей , сейчас это одноименная буква у глухонемых
. Имеет значения, зависящие от языков различных стран и группировок, использующих
этот знак -"мир" ( использовался португальскими путешственниками)
, свобода , победа ( времена Французской революции). "No pasaran"
или "Fist" раньше показывали солдаты римских легионов, затем солдаты
всех времен и народов и профсоюзные борцы, и…хилые кулачки юных поклонников
металла на заре 80-х(сейчас это наиболее нейтральный знак) . "Коза"
- наиболее молодой символ, его стали использовать панки. Прижился он в России
, изза древнейшей идеи демонстрации силы, выраженной в этом несложном пальцекручении
. Устремленные вверх жесты издревле были связаны с призывом богов, сверхестесственных
сил , клятвами …и обьединением толпы и массовки .
Рокеры среднего достатка обходятся балахонами и рваными джинсами. Одежда истинных
( кто ради шмоток моет машины, а кто , типа меня, расшивающей косуху кольцами
для штор, делает все своими руками) металлистов- имеет древние корни . Кожа
шипы и заклепки на боевой одежде предохраняли от ударов колюще-режущего оружия
. Каблуки придавали устойчивость ногам на стременах. Блеск украшений всегда
привлекал - сороки слетаются на все броское. Хотя сказочные костюмы воинов,
шаманов и нелюдей - это уже изыски почитателей готики , блэка, толкиенистов
и ролевиков .
Субкультура данного вида , наименее радикальна из всех неформальных подвидов
почитателей хеви-металл . Музыка здесь имеет не главенствующее значение, имеет
значение текст , сюжет, расслабляющая , медитативная а иногда и агрессивная
патетика джихада .Металл в чистом виде толкиенисты не слушают- утонченности
присуща альтернатива и смешение стилей . Классикой считается Helloween, Blind
Guardian, Blackmors night , Nigthwish. Знавала я парочку , не брезгующих и Linkin
park , и Дельфином, не говоря уж о рокопопсе.
Байкеры - прослойка , первая часть которой появилась после второй мировой и
состояла из невостребованных летчиков, создавших и идеологию и первые клубы
и арибутику. Имеется и вторая ,более современная часть, зародившаяся период
капитальных строек автодорог, совпавший с периодом расцвета рок-н-ролла и первыми
плодами холодной войны . Психология всадника-ковбоя и бродяги, бунтаря и воина
отразилась на творчестве еще Роллингов и Битлов, затем AC/DC, JUDAS PRIEST ,
MANOWAR …. Богом байкеров и законодателем моды из секс-шопа стал известный в
особых кругах Халфорд . Для байкера тоже музыка не так важна- редкие агрегаты
о двух колесах крепят на себя магнитолы . По музыкальным вкусам они также неоднородны
. Но надо сказать альтернативный рок , включая некоторые стадии деградации треша
, как гриндкорр, хардкорр, индастриал - под рев мотора ( если конечно такое
возможно) слушают единицы . В основном тут идет класический хеви с блюзовыми
вкраплениями.
Текс…вот и до Халфорда добрались…гомосексуальная культура оказала на хеви-металл
конечно же и свое влияние и обратное воздействие рок тоже спешит оказать ( кому
же не нравятся затянутые в кожу девочки и длинноволосые мальчики, плюющие на
моральные запреты) - однако большинство текстовок и мнений самих музыкантов
настроены на полное неприятие ненатурально ориентированных товарищей . Чтож
, эти самые товарищи пробивают в металлических цельносваренных стенах значительные
бреши ( пожалуй в каждом городке найдется пара примеров) - есть за что на на
них обидеться.
Панки…их культура возникла со времен 1-х демонстраций и погромов английских
молодых безработных…собственно про панков и говорить не стоит , все и так ясно
, по уровню развития анархиии и нигилизма они на первом месте. Их ряды пополняют
и аутсайдеры,. и старые девы, и любопытные…причем- только на время, которое
требуется для взросления и вправления того что вывихнулось в душе на место.
В этом выпавшем, неопределенном,подвешенном состоянии человек оказывается в
период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом
он, как правило, находит своё постоянное место,обретает постоянный статус, входит
в социум - и покидает сферу контркультуры . Панков -ветеранов не существует…даже
в шоу-бизнесе .
Что до сатанистов - ему все возрасты покорны , и каждый неосознанно в какой
либо своей части тела или нервных волокон, называемых душой, - сатанист .И сатанист
истинный. Вообще их несколько видов. Сатанисты исторические - древние язычники,
индийские кровавые жрецы, аккадские звездочеты , африканские людоеды. Сатанисты
официальные - основанная в 1966 г церковь Сатаны , похожа на германскую новоевангелистическую
церковь или на знаменитых адвентистов третьего дня по нудности, бредовости и
финансовой обеспеченности проповедей . В отличии от некоторых псевдохристианских
и восточных сект не запрещена законом , редко используются гипнотические , силовые
и наркотические методы воздействия . Литературы по этой теме в избытке. Продолжать
дальше не буду. Почитатели дет-металла, гриндкорра, блэка и т.д. в основной
своей массе дальше жертвоприношения бездомных животных , вандализма не уходят.
Заигрывания со спиритизмом, магией наблюдаются у нас, детей интеллигентов.
На основании вышеизложенного, можно выделить еще одну теорию воздействия хеви-металл
на людей , вовлечения неискушенных в свой омут, как теорию субкультур.
Что такое субкультуры , молодежные сообщества и с чем их едят, как они уживаются
дур с другом, изучают в каждом вузе. Старого закваса тетеньки будут грузить
вас концепциями Тэрнера, Парсонса, и деревенскими моралями. Но вы наверное будете
читать журналы и оригинальные тексты? Итак, как это все относится к моей теме
. Чтобы бы понятнее обьясню кратко: - сначала привлекает та или иная линия поведения
, избранная тем или иным неформальным обьединением , затем действует общий принцип
популярности музыки и те механизмы которые я описала в начале . Проводя соц-опрос
, я и выяснила , что собственно эта теория и есть все в совокупности перечисленное
выше , " встречают по одежке, а провожают…"…а кто еще с металлом и
не расстался ….30 лет спустя….В какую бы из субкультур человек не перешел или
не "смимикрировал" со временем, не всегда он меняет музыкальные пристрастия.
Так и не выяснила, тяжеляк - это хорошо или плохо? Если принимать две точки
зрения сразу или находить серединку? Рок ..такая вещь , что разброда , шатаний,
неопределенностей не терпит . На двух стульях не усидишь . Большинство закрепляется
на каком либо одном…и не приходят ни к чему, даже профессионалы ..почитайте
статьи в журналах "Социологические исследования" 1993 г., № 1, "Уральский
следопыт" 1988 г. №3…но все равно остаются на своем .
И куда же перевесит чаша этих весов? От кого это зависит?
Целью , этой статьи было, что бы каждый из нас попытался ответить.
Лично на меня прямого патологического действия металл не оказал. В расстройствах
психики виноваты больше события, люди, факты…а кто знает, какая тут связь. Когда
то металл мне помог, а сейчас стал надоедать; когда кончатся все стили , которые
могут меня заинтересовать , то начнется …Ну про это я уже потом напишу. И все
на свете надо постоянно дописывать .
( июль 2002 г.)
Турбину В.Ю., - человеку, ненавидящему мои музыкальные и литературные искания,
- посвящается.
WebMaster - fst